Столичные власти уверяют, что гололед не мог стать причиной массового ДТП, в котором на МКАД столкнулись около 20 машин и погибли два человека. Чиновники считают, что имело место грубое нарушение ПДД самими водителями, хотя версию о наледи неофициально подтверждают дорожники. Если выяснится, что авария все же произошла из-за гололеда, то чиновникам все равно ничего не грозит — в таких ситуациях ГИБДД предпочитает делать виноватыми водителей.

Гололед в очередной раз мог стать причиной массового ДТП с погибшими в Москве. В течение часа на участке МКАД в ночь на понедельник произошло сразу несколько аварий с участием около 20 автомобилей.

По данным правоохранительных органов, первые ДТП начали происходить в районе 19-го километра МКАД (на внутренней стороне) около трех часов ночи. Сначала грузовик столкнулся с легковым авто — в этом ДТП травмы получили три человека. Далее машины сталкивались на этом же участке МКАД в течение часа. В последнем ДТП «КамАЗ» врезался в легковой автомобиль, после чего пробил ограждение на Бесединском мосту и упал в Москву-реку. Водитель и пассажир, находившиеся в грузовом автомобиле, погибли.

В пресс-службе ГУ МЧС по Москве отметили, что пожарно-спасательные подразделения прибыли на место происшествия в 3.22 — примерно через 20 минут после первого столкновения. «К ликвидации последствий ДТП привлекается около пяти единиц техники и порядка 20 человек личного состава МЧС», — заявил сотрудник пресс-службы.

На данный момент движение по внутренней стороне МКАД до сих пор затруднено — на этом участке дороги образовалась 10-километровая пробка. Затор начинается примерно от района Котельники и заканчивается только у Бесединского моста. На месте дорожного инцидента продолжают работать сотрудники ГИБДД и следственно-оперативная группа. Между тем упавший в реку грузовик до сих пор остается в воде — достать его не удается, несмотря на все усилия спасателей.

Причины массового ДТП официально пока не называются.

При этом по неофициальным данным, спровоцировать столкновения могла наледь.

Из-за повышенной влажности и низкой температуры на дороге ночью образовался гололед. На ровных участках трассы он был не так заметен, а вот в районе моста, на спусках и подъемах, на скользкой дороге машины теряли управление. Поэтому в одном месте и произошло столько аварий сразу», — пояснил информагентству источник в дорожных службах.

Однако в УГИБДД Москвы пока не готовы с уверенностью утверждать, что ДТП происходили именно по причине обледенения дорожного полотна. Пока такую вероятность в Госавтоинспекции рассматривают в числе прочих версий. «Причины окончательно еще не установлены. По каждому факту ДТП будет отдельно проводиться проверка, инспекторы будут выяснять, что стало причиной аварий», — заявил представитель управления.

Стоит отметить, что согласно пресс-релизу департамента ЖКХ Москвы, в субботу утром в столице начали проводить промывку дорог по всей ширине с применением моющего средства «Торнадо». После этого дороги должны были промыть уже водой.

В свою очередь столичные власти опровергли информацию о гололеде в качестве возможной причины ДТП.

«В соответствии с действующим регламентом, данный участок МКАД ночью был обработан противогололедными материалами», — заявил пресс-секретарь заместителя мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Игорь Пергаменщик. — Предварительная причина — грубое нарушение ПДД».

Пергаменщик отметил, что точную причину аварий будет устанавливать столичное управление ГИБДД.

При этом в департаменте ЖКХ и благоустройства города отвечать на вопросы «Газеты.Ru» отказались. Между тем источник «Газеты.Ru» в ГБУ «Автомобильные дороги» сообщил, что с сегодняшнего дня департамент ЖКХиБ прекратил помывку дорог водой в связи с погодными условиями.

«То, что происходит с погодой сейчас, конечно нельзя назвать ЧП или чем-то экстремальным, — говорит источник в ГБУ «Автомобильные дороги».

— Однако с сегодняшнего дня департамент ЖКХ распорядился прекратить помывку дорог водой.

Для дорожников переходные периоды из зимы в весну и из весны в лето накладывают определенную ответственность, это одни из самых напряженных времен года. Днем тепло, ночью температура понижается, идет дождь, потом образуется гололед. Распоряжения о том, когда мыть и когда не мыть дороги в городе, нам отдает департамент ЖКХиБ. У них, в свою очередь, есть свои эксперты, которые работают на метеостанциях и анализируют данные из разных районов города. Они дают прогнозы по температуре, в том числе дорожного полотна. На основе этих данных принимается решение — когда выполнять помывку и когда ее не выполнять вообще.

При этом температура по городу может отличаться на 1–2 градуса.

Поэтому есть эксперты, которые визуально мониторят, можно ли выполнять те или иные работы на определенных участках. Так, есть особо опасные объекты, к примеру, возьмем Живописный мост, который расположен непосредственно над рекой, или эстакады близ ТЭЦ — влажность там постоянно меняется, пар может вызывать гололедицу. Поэтому такие объекты могут исключать из процесса поливки».

В столичной Госавтоинспекции отмечают, что в настоящий момент погода облачная, местами идет небольшой снег. «Учитывая складывающиеся погодные условия, обращаемся ко всем водителям с убедительной просьбой быть предельно внимательными, соблюдать безопасную дистанцию, выбирать скоростной режим с учетом неблагоприятных погодных условий», — говорится в сообщении ГИБДД Москвы.

Напомним, что за последние два года в Москве и Подмосковье уже не раз происходили массовые аварии из-за гололеда на дороге. Так, в конце 2013 года еще более масштабное ДТП произошло на Северянинском мосту в Москве — из-за сильнейшего гололеда, превратившего дорогу в каток, столкнулись автобусы, троллейбусы, маршрутные такси, кареты скорой помощи, несколько грузовиков и легковых автомобилей. Всего в завал попало порядка 50 транспортных средств, но жертв удалось избежать. В результате на проспекте Мира в час пик образовалась гигантская пробка, а пассажиры общественного транспорта были вынуждены идти до метро пешком.

В ГИБДД сначала заявили, что массовое ДТП произошло из-за несоблюдения водителями ПДД: они неверно выбрали скорость движения и не учли дорожной обстановки. Однако позже Госавтоинспекция обвинила в инциденте дорожные службы, которые в ночь перед происшествием обработали дороги моющим средством «Чистодор», которое теряет свои свойства при температуре ниже +5 градусов.

При этом дорожники прекрасно знали, что в ночь перед аварией температура должна была опуститься почти до 0 градусов, что полностью лишает смысла подобный полив.

Несмотря на прямые указания о поливе, подписанные вице-мэром Москвы Петром Бирюковым, отвечающим за вопросы ЖКХ и благоустройства города, ни один чиновник, в том числе и он сам, за случившееся ответственности не понес.

Еще более крупная авария произошла в феврале 2015 года в Подмосковье — на трассе М5 под Жуковским столкнулись около 100 автомобилей. Коммунальные службы и ГИБДД тогда утверждали, что проезжая часть была своевременно обработана реагентами, а к авариям привело несоблюдение водителями дистанции и скоростного режима. Сами водители при этом отмечали, что на дороге был лед и машины просто не могли затормозить. Их показания подтверждала и видеозапись, однако дорожные службы вновь не понесли никакого наказания.