По данным «Газеты.Ru», несколько сотен установленных в Москве камер ГИБДД регулярно выходят из строя. В обычные дни количество неработающих камер «Стрелка» составляет не менее 55–70 штук. Причины поломок разные, однако далеко не все из них устраняют оперативно — некоторые устройства выключены месяцами. Столичные власти и производитель камер ситуацию пока не комментируют.

В Москве с завидным постоянством происходят массовые сбои в работе камер автоматических фиксации нарушений ПДД «Стрелка». Согласно имеющимся в распоряжении «Газеты.Ru» документам, только за последние дни было зафиксировано три таких массовых отключения, в ходе которых не работали около 300 камер, то есть около трети от всех установленных в столице.

Так, по состоянию на 8 часов 26 июня «нулевую статистику» показывали 233 камеры, а за два дня этого, в 9 часов 24 июня, — уже 277. Утром 30 июня не работали 253 устройства.

Во всех случаях сбой был не слишком продолжительным. В 14 часов 26 июня не работали всего 58 камер, а в это же время 24 июня — 55. Скорее всего, последнее массовое отключение в понедельник к середине дня также будет устранено. Стоит отметить, что неполадки касаются не только комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД «Стрелка», но и всех остальных дорожных камер, которые следят за движением в столице.

Отключения происходят по всей Москве, в том числе множество камер не функционировало на МКАД, ТТК и других крупных городских магистралях.

«Десятки неработающих камер «Стрелка» в Москве это уже давно обыденная ситуация. Регулярно их количество доходит до нескольких сотен, как 24 и 26 июня, — рассказал «Газете.Ru» информированный источник, знакомый с ситуацией. — Просто власти и компания — производитель этих камер об этом никогда не скажут публично».

По данным источника, в общей сложности в Москве установлено более 800 камер, следящих за дорожным движением. «Но это общее количество, — пояснил он. — Сюда входят и комплексы с радаром «Стрелка», которые фиксируют нарушение скоростного режима, и камеры без радара, которые не измеряют скорость, но помогают контролировать пробки и распознают автомобильные номера. С их помощью, к примеру, функционирует и автоматизированная система «Поток», которая помогает увидеть в общем потоке автомобили, находящиеся в розыске. Но производитель и у тех, и у других один — корпорация «Строй Инвест Проект М», поэтому проблемы у всех общие».

По данным «Газеты.Ru», из общего количества камер, установленных в Москве, нарушение скоростного режима фиксируют около половины — порядка 400 комплексов. Число таких камер на дорогах города постоянно растет.

Дорожные камеры не работают по разным причинам.

«Если не работают, как обычно, 60–70 камер, то это значит, кого-то выключили на профилактику, у кого-то аппаратный сбой, у кого-то что-то сгорело, — рассказал собеседник. — Ремонтировать их при этом особо не спешат — одну камеру могут делать месяц или два.

А ведь за обслуживание и своевременный ремонт каждой платятся бюджетные деньги. Если же из строя выходят сразу сотни камер, то это уже программный сбой на сервере. Такая ситуация повторяется достаточно регулярно, из месяца в месяц. Изредка случается, что из строя выходит еще больше камер — от 500 и более. Но такие массовые отключения достаточно быстро устраняют».

Анализ причин поломок комплексов подтверждает информацию источника. Так, во время массовых выключений камер большая часть комплексов не работала по причине «ошибки ПО», то есть программного сбоя, который, скорее всего, произошел на сервере компании-поставщика.

В обычные дни, когда сервер функционирует исправно, причины поломок камер в официальных документах, имеющихся в распоряжении «Газеты.Ru», обознаются по-разному. Чаще всего это «Нет связи с ПК комплекса», кроме того, встречаются «Ремонт. Нет питания», «Нет связи с ПК комплекса и блоком питания», «Неисправен контроллер камеры», «Неисправен термостат».

Ремонт неисправных комплексов далеко не всегда проводится оперативно.

К примеру, заявка на ремонт двух «Стрелок» на 32-м километре внутреннего кольца МКАД и на 33-м километре внешнего (район Южное Чертаново) была подана 12 апреля, однако 27 июня обе камеры все еще не работали.

Комплекс на 56-м километре внутренней стороны МКАД сломался еще 28 апреля, однако также до сих пор не отремонтирован. Таких примеров немало. Десятки камер сломались еще в апреле-мае или начале июня, но также до сих пор не функционируют.

Источник «Газеты.Ru» считает ситуацию закономерной. «То, что эти комплексы закупаются городом и Подмосковьем по несколько миллионов рублей за штуку, вовсе не говорит об их хорошем качестве, — отметил он. —

Это производитель продает ее за такие баснословные деньги, а себестоимость во много раз ниже, и комплекс сам по себе дешевый, что и сказывается на его качестве. Ведь большинство комплексов «Стрелка», установленных в Москве, закуплены совсем недавно».

«Газета.Ru» в пятницу обратилась за комментарием к производителю камеры — корпорации «Строй Инвест Проект М» и Центру организации дорожного движения (ЦОДД), который отвечает за работу дорожных камер Москвы. В понедельник в «Строй Инвест Проект М» сообщили, что запрос отправлен руководству, но ответа не последовало. В ЦОДД также не смогли ответить на запрос «Газеты.Ru» до выхода публикации.

Комплекс «Стрелка» уже не первый раз оказывается в эпицентре громких скандалов, правда, до этого они происходили в основном в Подмосковье. Несколько раз автоматические комплексы там также ломались в массовом порядке. Правда, тогда на их починку пришлось тратить значительно больше времени. Последний такой случай произошел в начале января 2014 года.

Как первой сообщила «Газета.Ru», тогда из-за атаки неизвестного вируса оказались выключены все подмосковные дорожные камеры. Восстановить их работу, да и то частично, удалось лишь спустя неделю. При этом подмосковные чиновники спустя несколько дней рапортовали о том, что работают все комплексы.

Как ранее писала «Газета.Ru», в середине июня «Строй Инвест Проект М» выиграл рекордный тендер на обслуживание всех подмосковных камер до конца 2016 года. За это власти региона заплатят корпорации 732 млн руб. При этом в ходе подготовки тендера по жалобе одного из потенциальных участников были выявлены нарушения в конкурсной документации. Претензии частично были признаны обоснованными подмосковным управлением ФАС, но конкурс на право обслуживания камер все равно состоялся.

По данным участников рынка, итоговая стоимость контракта оказалась на сотни миллионов рублей выше, чем реальные расходы на обслуживание техники.