На Украине вынесли приговор за самую крупную автокатастрофу в истории страны. За гибель 45 человек в ДТП на железнодорожном переезде владелец автобуса получил пять лет колонии. Сам водитель, проигнорировавший запрещающий сигнал семафора, погиб в аварии, поэтому отвечать пришлось его нанимателю. Он долго скрывался от украинской милиции и был задержан лишь в прошлом году в Белоруссии. Приговором остались недовольны как сам осужденный коммерсант, так и прокуратура, поэтому обе стороны собираются его обжаловать.

Приговор 36-летнему владельцу автобуса Илье Ивасенко вынес городской суд украинского города Марганец. Мужчина был признан виновным по ч. 2 ст. 271 УК Украины (нарушение требований законодательства об охране труда, повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия). Помимо пятилетнего срока его также лишили права заниматься после освобождения деятельностью, связанной с перевозкой пассажиров сроком на два года.

Суд признал, что обвиняемый допустил к управлению автобусом водителя, не оформив с ним официальный трудовой договор. Также он не провел с ним необходимого инструктажа, не проверил стаж водителя и его квалификацию. Помимо этого владелец автобуса, допустив водителя к управлению, не учел, что ранее его уже лишали прав на один год и что последний медосмотр он проходил в 2004 году, хотя по правилам должен был делать это раз в три года.

Авария на железнодорожном переезде в Днепропетровской области, произошедшая утром 12 октября 2010 года, стала самым крупным ДТП в истории Украины. В общей сложности в нем погибли 45 человек – часть на месте, часть уже в больнице, еще семь человек выжили, но получили тяжелейшие травмы.

Трагедия произошла на 116-м километре Приднепровской железной дороги на переезде Марганец — Никополь. Водитель автобуса «Эталон» проигнорировал запрещающий сигнал светофора и соответствующую звуковую сигнализацию (шлагбаума на переезде не было) и, выехав на пути, угодил под 180-тонный локомотив. Электровоз, следовавший со скоростью 82 км/ч, протащил небольшой, переполненный людьми автобус (его официальная вместимость составляет 40 человек вместе со стоящими пассажирами) около 200 метров, превратив его в груду металла.

Как рассказали выжившие в автокатастрофе, перед тем как проехать переезд водитель, увидев запрещающие сигналы, все-таки остановился.

Он вышел из автобуса и решил сам убедиться в наличии поезда. Не увидев его, мужчина вернулся за руль и, несмотря на протестующие крики пассажиров, все-таки выехал на переезд. Однако при попытке переключить передачу он неожиданно заглох прямо на путях.

У машиниста стремительного приближавшегося локомотива, несмотря на экстренное торможение, шансов предотвратить катастрофу не было.

В ходе расследования аварии погибший 56-летний водитель автобуса Николай Гречко, имевший 36-летний стаж вождения, был признан ее виновником. Госкомиссия, разбиравшаяся в обстоятельствах случившегося, выяснила, что он предоставил нанимателю поддельную медсправку и еще в 2004 году, при последнем медосмотре, ему было предписано носить очки или контактные линзы. Скорее всего, именно из-за плохого зрения Гречко и не смог увидеть приближающийся электровоз.

Из-за гибели виновника ДТП отвечать за него пришлось владельцу автобуса. Видимо поняв, что он неизбежно будет привлечен к уголовной ответственности, мужчина вскоре после трагедии вместе с семьей подался в бега. Он был объявлен в международный розыск, и в мае прошлого года бизнесмена, у которого в собственности находился еще один такой же автобус, задержали в белорусском Бресте. Как заявлял в суде Марганца обвиняемый, в течение 9 месяцев, пока он ждал экстрадиции в белорусском СИЗО, к нему ни разу не допустили адвоката.

В ходе судебного процесса Ивасенко заявил, что скрылся от милиции из-за опасений за безопасность себя и своей семьи. По его словам, погибший водитель никогда не лишался водительских прав, своевременно проходил медосмотр, а сам автобус был полностью исправен. Все сказанное в суде прокурором он назвал ложью.

После оглашения приговора бизнесмен заявил, что будет его обжаловать.

Подобное решение суда не стало прецедентным на Украине. В ноябре 2010 года в Тернопольской области по той же статье был осужден владелец автобуса, который в 2009 году попал в аварию на железнодорожном переезде. Несмотря на то что в том ДТП погибли не 45, а пять человек, включая водителя автобуса, владелец транспортного средства получил шесть лет колонии. Примечательно, что еще одной жертвой аварии стал пассажир поезда, у которого не выдержало сердце, когда он увидел последствия столкновения.

По странному стечению обстоятельств, локомотив, врезавшийся в автобус, спешил на место другого ДТП. За час до аварии в Марганце на железнодорожном переезде Широкое — Долинское — Беленькое в Запорожской области грузовой состав протаранил трактор, водитель которого погиб. Чтобы отбуксировать вагоны с места аварии и разблокировать путь, и был вызван резервный локомотив. Как отмечали в Приднепровской железной дороге, его не было в графике, а сам электровоз шел по неправильному пути, как это делается в экстренных случаях. Тем не менее все предупреждающие сигналы на переезде были полностью исправны, а значит, водитель обязан был пропустить состав.

Несмотря на трагедию, потрясшую 12 октября всю Украину, уже на следующий день под Киевом произошла еще одна похожая серьезная авария. Спешившая в роддом «скорая помощь», проигнорировала запрещающие сигналы и, выехав на переезд, угодила под поезд. В ДТП погибли беременная женщина, ее муж и врач. Водитель «скорой помощи» выжил.

После трагедии в Днепропетровской области на Украине была разработана Концепция обеспечения безопасности на железнодорожных переездах, предусматривающая строительство путепроводов возле этих объектов.