В России могут появиться платные автодороги, у которых не будет бесплатной альтернативы. Речь идет не только о строительстве новых дорог, но и о реконструкции существующих магистралей. Инициативу, исходящую от первого вице-премьера Игоря Шувалова, поддерживают в Минтрансе и Минэкономразвития, ссылаясь на международный опыт. Эксперты против непопулярной меры.

Чиновники вновь предлагают строить в России платные дороги при отсутствии бесплатной альтернативы им. На этот раз с инициативой изменить законодательство выступил первый вице-премьер Игорь Шувалов. В своей речи на открытии Тихоокеанского экономического конгресса во Владивостоке Шувалов отметил, что подобная мера привлечет больше частного капитала в дорожную отрасль, чем сейчас.

«Предлагается рассмотреть возможность, что в случае, если экономическая необходимость, коммерческий интерес и спрос в появлении платной автомобильной дороги есть, то эта дорога должна быть, даже при условии отсутствия бесплатной альтернативы», – заявил вице-премьер, добавив, что пока это дискуссионная тема, передает «Интерфакс».

Шувалов добавил, что речь идет не только о строительстве новых дорог, но и о реконструкции существующих магистралей, а отмена принципа обязательности альтернативной бесплатной дороги приведет к существенному притоку частных инвестиций в инфраструктуру и будет нести в себе дополнительные плюсы для экономики.

Идея строительства основных платных дорог периодически обсуждается в течение года.

В ноябре 2010 года заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач предложил изменить законодательство и освободить дорожников при строительстве платных участков от обязанности дублировать их бесплатными объездами. По мнению Клепача, такая мера помогла бы сделать механизм платности автомобильных дорог более гибким.

Изменение дорожного законодательства поддерживают в Минтрансе. «Мы поддерживаем это предложение, но это не значит, что каждую ситуацию не нужно смотреть отдельно», – заявил в ноябре 2010 года глава министерства Игорь Левитин.

Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин против инициативы чиновников. «Когда вы, к примеру, летите куда-нибудь на самолете, у вас есть выбор – взять билет либо бизнес, либо экономического класса. Так же должно быть и с дорогами. Позволив строить платные участки без бесплатных дублеров, наше правительство лишит людей выбора, принудительно загонит их в бизнес-класс», – считает Похмелкин. Он уверен, что, если идея обретет форму законопроекта, раньше следующего года изменения в законодательство никто вносить не будет: «Это непопулярная мера, а скоро парламентские и президентские выборы».

С Похмелкиным согласен президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций «Родос» Олег Скворцов. «Я не знаю ни одной страны, где бы использовалась такая идея. Во всем мире платные дороги – это альтернатива, которую стараются сделать более привлекательной. Если позволить строить только платные дороги, то сама идея вымрет», – уверен Скворцов.

Чиновники, поддерживающие идею безальтернативного строительства платных дорог, ссылаются на международный опыт. Подобная схема применяется в Китае и Казахстане, где соответствующие нормы прописаны в законодательстве. В США и странах Европы, где есть платные дороги (в Бельгии, Германии, Люксембурге и Финляндии их нет), имеются объездные маршруты. Исключение составляют мосты и тоннели, за проезд по которым придется платить в любом случае.

Есть дороги, где надо платить за проезд только в одном направлении. Это оправдано в случаях, когда бесплатный объезд слишком длинный.

Например, в Великобритании в месте, где трасса M4 пересекает реку Северн, по любому из двух мостов можно проехать из Уэльса в Англию бесплатно, но на обратном пути требуется заплатить. Чтобы не платить, придется сделать крюк в 40 миль.

В России платные дороги строят с 1999 года. На сегодняшний день открыты два участка платной дороги на федеральной трассе М-4 «Дон» (с 287 по 321 километр на обходах Ефремова в Тульской области и с 355 по 414 километр на обходе города Ельца в Липецкой области) и несколько участков на региональных автодорогах. На трассе Печоры – Старый Изборск – Палкино – Остров (19,32 км), Нестрино – Остров до границы с Латвийской республикой (62,11 км), Опочка - Полоцк (82,1 км) и Ольша – Велиж – Усвяты – Невель (58,7 км). Стоимость проезда колеблется от 150 до 300 рублей для легковых автомобилей, до 560 - 1130 рублей для автобусов с числом мест более 30, грузовых а/м грузоподъемностью свыше 8,5 т и трейлеров свыше 8,8 т.

В Алтайском крае действуют две платные дороги. Это участок автомагистрали «Алтай – Кузбасс» протяженностью в 137 километров и мостовой переход через реку Обь в Барнауле.

Кроме того, в феврале 2010 года правительство утвердило программу деятельности госкомпании «Автодор», строящей платные дороги в России до 2015 года. В ближайшие пять лет на нее потратят полтора триллиона рублей, построят 537 км новых дорог и отремонтируют еще тысячу километров — за проезд по этим участкам потом будут брать плату. В распоряжение государственной компании уже переданы первые федеральные трассы общей протяженностью в 2,5 тысячи километров. В целом в ближайшие десятилетия в ведение ГК «Автодор» планируется передать 18 тысяч километров автодорог. Общая сумма расходов на программу составит 1,57 трлн рублей.