На каких основаниях инспектор ДПС имеет право обыскивать автомобиль? Какое наказание предусмотрено за оформленные ненадлежащим образом сопроводительные документы на коммерческий транспорт? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье, основанной на реальной истории.

В редакцию Finamauto пришло следующее письмо:

«Ехал на свой служебной «ГАЗели» по трассе (Краснодарский край), как вдруг остановил сотрудник ДПС (вне стационарного поста). Попросил документы и поинтересовался, почему красные глаза: «Обкурился? Или обкололся?». Затем стал обыскивать машину, обнаружил нарушения в оформлении сопроводительных документов: подписи и печати на бланках были проставлены будущим числом – то есть заранее, чтобы не приезжать к начальству линий раз. В связи с данным нарушением пригрозил лишением прав и предложил альтернативу – 50 тысяч рублей. После 5 часов разбирательств сошлись на 35 тысячах рублей».

Итак, имел ли право сотрудник ГИБДД обыскивать машину? На каких основаниях он может это делать? Какое наказание на самом деле предусмотрено за оформленные ненадлежащим образом сопроводительные документы? Существуют ли какие-то ограничения по длительности разбирательств между водителем и остановившим его сотрудником ГИБДД?

Порядок остановки Транспортного средства, его досмотра и т.д. установлен «Административным регламентом МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"(утвержден Приказом МВД РФ от 02.03.2009 N 185).

Этим документом, в частности, запрещено останавливать транспортное средство без необходимости, а также проверять документы водителя иначе как на стационарном посту.

Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

- ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;

- необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах;

- наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз;

- наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена.

Осмотр транспортного средства и перевозимого груза осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы.

В случаях отказа водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра, в том числе опломбированного груза (за исключением таможенного и специального), а также при выявлении соответствующих оснований производится досмотр транспортного средства.

Досмотр транспортного средства, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в присутствии двух понятых.

О необходимости досмотра груза, находящегося под таможенным контролем, а также иного опломбированного груза, сотрудник докладывает в дежурную часть и действует по указанию дежурного.

Относительно ОТВЕТСТВЕННОСТИ за управление транспортным средством без путевого листа или товарно-транспортных документов (то есть без надлежаще оформленных документов, как в описанном читателем случае)- предусмотрено в статье 12.3. КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

То есть ни о каком лишении прав тут и речи быть не может.

Относительно времени, потраченного на разбирательство, можем сказать, что такой срок не установлен, но работник ГИБДД должен немедленно составить протокол, а в случаях затруднений связаться с дежурным и получить его указания. Если водитель не хочет присутствовать при составлении документов, инспектор обязан его отпустить.

В соответствии с законом (а именно - Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений"), водитель для получения удостоверения сдает теоретический экзамен, в частности, законодательства Российской Федерации в части, уголовной, административной и иной ответственности водителей транспортных средств.

Таким образом, санкции, предусмотренные за нарушение ПДД, водитель обязан знать.

В описанном случае инспектор ГИБДД, конечно, не прав, он воспользовался тем, что водитель, ОБЯЗАННЫЙ знать закон, не знает его, и предпочел дать взятку.

Чтобы не попадать в такие ситуации, достаточно изучить всего несколько документов:

- Правила дорожного движения

- Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"(утвержден Приказом МВД РФ от 02.03.2009 N 185)

- Кодекс об административных правонарушениях, глава 12.

И неплохо, если эти документы буду с вами в автомобиле.

Также вы можете в любой момент (при остановке транспортного средства) позвонить по телефону доверия (он указан на автомобиле ДПС или инспектор ДПС обязан вам его сообщить) и посоветоваться, как вам вести себя в данной ситуации.