Одинаковые запчасти можно встретить в разных автомобилях. Не важно, что выберет покупатель — BMW, Audi или Mercedes-Benz, — ABS у них будет от Continental. Toyota и Citroen используют одни и те же амортизаторы. Доходность предприятий-поставщиков увеличивается и по приросту прибыли опережает показатели ведущих автопроизводителей. Эксперты считают, что в России будут появляться новые производства автокомплектующих.
Производители автозапчастей становятся более доходными, чем компании, закупающие у них продукцию. За последние 12 месяцев акции крупнейших мировых поставщиков автокомпонентов выросли в среднем на 17%. Согласно данным Bloomberg, в среднем это более чем в три раза выше, чем у ведущих автопроизводителей. Сами автокомпании становятся все более зависимы от ограниченной группы поставщиков.
Именно производители деталей, располагающихся под капотом, а не владельцы шильдика на передней решетке становятся доминирующей силой в автопромышленности, сообщает издание Financial Times.
«Мы наблюдаем перераспределение сил в отрасли, — говорит Йенс Нэкмейр, партнер крупной консалтинговой компании Strategy&. — Все чаще мы видим, что ядро технологий и инноваций содержится в продукции поставщиков автокомпонентов».
На мировом авторынке существует 16 основных компаний-производителей, которые продают более 1 млн автомобилей в год. В их число, в частности, входят Honda — объем продаж в 2013 году составил $119,5 млрд, Fiat ($115,3 млрд), BMW ($101 млрд), Peugeot ($71,8 млрд), Renault ($54,4млрд). Но их машины построены с использованием компонентов, полученных от десяти основных производителей. В том числе это Bosсh (объем продаж в 2012 году составил $67,5млрд), Continental (объем продаж в 2013 году составил $44,3 млрд), Johnson Controls ($42,7 млрд), Denso ($43,3 млрд), Magna International ($34,8 млрд).
Это означает, что под становящимся все более индивидуальным обликом современных автомобилей скрывается все большее количество идентичных компонентов.
Не важно, что выберет покупатель — BMW, Audi или Mercedes-Benz, — велик шанс, что у всех автомобилей антиблокировочная система тормозов будет построена компанией Continental, аккумуляторная батарея будет создана Johnson Controls, а система выхлопных газов будет от компании Denso.
В Bosch, самой прибыльной в мире компании — поставщике автомобильных запчастей, уверены, что почти в каждой новой машине есть по крайней мере по одной запчасти их производства. При этом не важно, в какой части мира продается эта машина, какой она марки и сколько стоит.
Десятилетиями автокомпании переводили свои исследования на аутсорсинг компаний-поставщиков. Таким образом, они сами сделали себя более зависимыми от опыта и производственных возможностей собственных поставщиков.
Сложилась тенденция, когда производители автокомпонентов стали открывать свои заводы в тех странах, где присутствуют производственные мощности автопроизводителей, например Китай или Бразилия.
Это привело к тому, что на рынке выжили только самые крупные и богатые компании — поставщики автокомпонентов.
«Получилось так, что автокомпании вынудили поставщиков стать настолько крупными, чтобы следовать за ними по всему миру. Тем самым появилась так называемая группа мегапоставщиков, — говорит Йенс Нэкмейр. — В итоге автопроизводители своими руками создали себе такую проблему».
Прибыли поставщиков за последние десять лет росли гораздо быстрее, чем у их собственных клиентов. Это подтверждает исследование компании Strategy&. Отчасти это объясняется тем, что ряд производителей автокомпонентов получили возможность диктовать свою политику ценообразования. В то время когда автопроизводители старались работать с несколькими поставщиками в каждом сегменте, доминирующая группа производителей-продавцов смогла получить власть, сравнимую с той, что есть у самих покупателей.
«Существовал тренд передавать на аутсорсинг как можно большее количество работ в сфере исследований и разработок, —
признается директор по закупкам одной из крупнейших компаний-автопроизводителей. — И в одно время многие игроки в масс-маркете осознали, что утратили способность производить огромное количество вещей».
Согласно теории бизнеса, наибольшую прибыль получает конечный производитель, а не поставщик. Однако в автобизнесе положение дел совершенно иное. Операционная прибыль десяти крупнейших производителей автокомпонентов в среднем на четыре пункта выше первой десятки автопроизводителей. Так, Continental, вторая по прибыльности компания-поставщик, перед выплатой налогов получила маржу на уровне 9,8%. В то время как маржа двух крупнейших клиентов компании — General Motors и Fiat — составила 5,5 и 3,4% соответственно.
Одна из причин такого несоответствия в том, что автопроизводители зависят от требований потребителей и вкусов своих клиентов, требующих миллиарды долларов ежегодных инвестиций в новые проекты. В то время как производителям комплектующих нужно только вносить небольшие коррективы.
«Мы находимся в идеальном положении для создания эффекта масштаба, — говорит Удо Рюгхаймер, пресс-секретарь Bosch. —
Мы продаем не идентичные, но схожие компоненты и для Tata Nano, и для Mercedes S-Class. В принципе эти детали могут быть изготовлены на одном и том же станке».
Как рассказал «Газете.Ru» Алексей Щербак, руководитель отдела продаж и сервисных программ компании KYB, в последнее время производители автомобилей предпочитают выпускать одноплатформенные машины и одна база используется на разных моделях от разных производителей.
«К примеру, возьмем концерн TPCA — Toyota Peugeot Citroen Automobile.
Покупателям кажется, что нет никакой разницы между запчастями на Toyota и Citroen. Или они думают, что запчасти для Toyota Yaris и Peugeot 206 совершенно одинаковы.
Как производители амортизационных узлов, мы можем рассказать, что под каждую конкретную модель автомобиля производитель составляет конкретное техническое задание. И говорить, что амортизаторы от одной модели подходят и к другой модели, несколько некорректно. Эти характеристики зависят от множества факторов. Например, спортивный это автомобиль или семейный, по хорошим он будет ездить дорогам или плохим и так далее», — отметил эксперт.
Алексей Щербак уверен, что
в России в ближайшее время появятся новые заводы автокомплектующих.
Это обусловлено тем, что вектор приверженности покупателей смещается в сторону машин, собранных в РФ.
Как сообщили «Газете.Ру» в концерне Continental, предприятие открыло производство шин для легковых автомобилей и других комплектующие в Калуге в октябре 2013 года. Сейчас шины поставляются для Ford, а в скором времени будут поставляться и другим автомобильным фирмам.
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат