Вокруг пилотного проекта московских властей о введении платных парковок в центре столицы разгорелся скандал. В Интернете появились сообщения, что средства, собираемые с автовладельцев, поступают не в бюджет Москвы, а в оффшор. Портал Kolesa.Ru выяснил, как работает система оплаты стоянки в центре столицы и куда уходят деньги. Парковка за деньги: как это работает

Как уже сообщали Kolesa.Ru, эксперимент по возвращению на московские улицы платных парковок проводится с 1 ноября нынешнего года по февраль 2013 г. В зону пилотного проекта попали Петровка, Каретный ряд и еще 18 прилегающих к ним улиц.

По указанным адресам (полный список которых вкупе с информацией о наличии свободных парковочных мест можно посмотреть на специальном сайте «Московского парковочного пространства», созданном Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы) появились указатели, информирующие водителей о том, что они въезжают в зону платной парковки, а также желтые щиты с инструкцией по оплате.

Подробные разъяснения на сей счет есть также на упомянутом сайте «парковочного пространства». Из них следует, что система оплаты – полностью автоматизированная, предоплатная. Стоимость парковочного места – 50 рублей в час.

Жители домов, расположенных в зоне проведения эксперимента, имеют право парковаться бесплатно, но только с 20:00 до 08:00. А чтобы этим правом воспользоваться, необходимо получить резидентное парковочное соглашение: либо в многофункциональном центре госуслуг по месту жительства, либо заполнив интерактивную форму запроса на портале государственных и муниципальных услуг города Москвы. Бесплатной остается парковка во дворах.

За стоянку можно заплатить тремя способами: через парковочный веб-портал (для этого надо создать на этом самом портале личный кабинет, открыть лицевой счет и скачать специальное бесплатное мобильное приложение), через так называемый паркомат (при помощи специальной парковочной или же обычной банковской карты), а также посредством передачи SMS-сообщения.

Однако паркоматы в зоне платной парковки – в дефиците (их всего 10 на зону общей протяженностью в 7 км), а пользование личным кабинетом осложняется весьма замысловатой процедурой регистрации. Поэтому, по данным московского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, за первую неделю работы пилотного проекта именно последний способ, как самый простой и понятный обывателю, пользовался у москвичей и гостей столицы наибольшей популярностью. Более 80% всех платежей совершено именно через «эсэмэски». Деньги с платных парковок: в бюджет или «налево»?

Московские чиновники Департамента транспорта, ответственные за разработку новой системы платных парковок, не раз и не два заявляли журналистам, что все средства, собираемые в рамках пилотного проекта, поступают в бюджет столицы. Не так давно, однако, появились поводы усомниться в этом.

Информацию о том, что к сбору средств за оплату стоянки в центре Москвы причастны компании, зарегистрированные на Кипре, «раскопал» пользователь «Живого Журнала» Евгений Шульц.

Как пишет автор в своем блоге, короткий номер 7757, на который необходимо отправлять SMS-сообщения для оплаты с помощью мобильного телефона, принадлежит ООО «Городские мобильные системы». Проверив информацию о фирме через Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Е. Шульц выяснил, что учредителями указанного ООО являются кипрские компании «Watago Communications Limited» и «Bovalan Ltd.», а ее уставной капитал равен всего десяти тысячам рублей. Копия выписки из ЕГРЮЛ выложена на странице автора в ЖЖ.

Е. Шульц, запись в блоге которого, естественно, тут же стала одной из самых читаемых в российском ЖЖ, уже объявил, что обратился в Следственный комитет РФ с требованием проверить факт возможного вывода денег за оплату парковок в оффшор. Причем заявление в СКР приняли.

Активность блогера и его читателей, перепостивших сообщение Е. Шульца в «Живом Журнале» и соцсетях, а также вполне естественный общественный резонанс вокруг скандальной истории с платными парковками вынудили столичную мэрию выступить со специальным разъяснением по поводу того, что происходит с деньгами, собираемыми с автомобилистов за право парковаться в центре Москвы.

Как говорится в сообщении столичного Департамента информационных технологий, единый короткий номер 7757 введен «для упрощения процесса мобильной оплаты парковки» в рамках пилотного проекта. Номер является техническим, платежи на него не поступают.

Средства же, взимаемые для оплаты парковок, «поступают напрямую со счетов операторов мобильной связи на счет Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры в управлении федерального казначейства по городу Москве». Единый номер, отмечается в разъяснении московских чиновников, «используется для удобства пользователей, переадресовывая SMS-запросы от абонентов к их оператору мобильной связи, который после получения прямого подтверждения от пользователя производит перечисление средств со счета абонента в бюджет». За собственно SMS-сообщение на номер 7757 абоненты не платят, однако «операторы мобильной связи могут взимать с абонента комиссию за использование услуги мобильного платежа».

Информацию о том, что сам номер принадлежит сомнительного происхождения фирме, учрежденной оффшорными компаниями, в Департаменте информационных технологий Москвы не опровергают и даже не комментируют. В распространенном его пресс-службой заявлении говорится лишь, что аренду единого короткого номера 7757 Департамент обеспечивает через подведомственное ему ОАО «Электронная Москва». При этом «Правительство Москвы гарантирует безопасность и целевое назначение мобильных платежей за городские парковки, которые осуществляются с использованием Единой мобильной платформы. Порядок обработки запросов на оплату парковочных мест в зоне эксперимента исключает возможность перечисления платежей за услугу парковки третьим лицам».

Схема же информационного обмена и движения денежных средств при обработке запроса на оплату парковки через SMS, по официальной версии, такова:



Вопросы, однако, остаются: какую роль играет ООО «Городские мобильные системы» в этих финансовых потоках, зачем вообще нужно было подключать к системе платных парковок в столице оффшорные компании, наконец, что означает фраза "аренду единого короткого номера 7757 Департамент обеспечивает через подведомственное ему ОАО «Электронная Москва»"? Из каких источников финансируется оплата аренды? Не из тех ли средств, что собирают с автовладельцев в счет оплаты парковок? И главное – нет ли здесь у московских чиновников своего, скажем мягко, личного корыстного интереса? Хочется верить, что ответы удастся получить Следственному комитету, принявшему к рассмотрению скандальное заявление популярного блогера.