Депутаты предложили поставить регресс за искажение клиентом страховой истории по ОСАГО в зависимость от суммы недоплаченной премии. Юристы считают такую меру необычной для страховой практики, но справедливой.

Поправки к закону об ОСАГО в процессе их подготовки ко второму чтению преобразились. Предыдущая их версия делала полис ОСАГО фактически бесполезным для автовладельца, скрывшего свою страховую историю: в случае ДТП страховая компания получала право в порядке регресса требовать с него сумму, равную страховой выплате потерпевшему.

Теперь эта мера смягчена. Внесенные депутатом Госдумы Натальей Бурыкиной и рекомендованные к принятию Госдумой во втором чтении 11 декабря поправки предполагают, что регресс будет пропорционален недоплаченной автовладельцем премии.

Минимальный «малус» по ОСАГО (повышающий коэффициент за плохую страховую историю) равен 1,4, максимальный – 2,45. Если сведения о ДТП, виновником которых в предыдущие годы был страхователь, у страховщика отсутствуют, страховая компания может сделать коэффициент «бонус-малус» к тарифу на ОСАГО равным единице – как в первый год страхования. Таким образом, страхователь, скрывший от страховщика плохую историю, может сэкономить на страховке от 30% до 60%.

Предполагается, что с 1 января 2013 г. страховщик будет обязан проверить страховую историю автовладельца по базе АИС ОСАГО в течение 15 дней после заключения договора. Если в результате будет выявлен обман, а страхователь откажется доплатить премию, то доля выплаты потерпевшему, соответствующая доле сэкономленной премии, будет взыскана с виновника ДТП в порядке регресса.

Страховые юристы отмечают, что такой регресс необычен, однако законодательству не противоречит и представляется им справедливым.

«Расторгнуть договор на том основании, что клиент предоставил неверные сведения, практически невозможно. Регресс же заставит клиента не утаивать случившиеся ранее ДТП», – считает партнер ЗАО «Первая юридическая сеть» Павел Курлат.

«Думаю, такой регресс справедлив. С одной стороны, он заставит клиента сообщать страховщику правду о своей страховой истории. С другой – в случае несоответствия страховой истории действительности договор, за который уплачена часть премии, не станет бесполезным для клиента», – полагает управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков.