Глупо было надеяться на то, что в Москве можно избежать нового 3-тысячного штрафа за парковку в неположенном месте. Но для меня все произошло, как водится, неожиданно. Я попала на штраф. А заодно узнала о новых «тенденциях» на рынке услуг по относительно честному отъему денег у населения.

Москва, Новый Арбат. Вдоль трассы повсюду висят знаки «Стоянка запрещена», однако буквально рядом с ними находятся и знаки «Парковка» — с указанием способа паркования на тротуаре. И есть даже разметка для стоянки машин. Как понимать наличие в одном месте совершенно противоположных знаков?!

На тротуаре, как водится, яблоку негде упасть — машины стоят в несколько рядов. Ближайшая платная парковка — через Арбат, чтобы попасть на нее, нужно сделать крюк в несколько километров по пробкам. А мне всего-то нужно в книжный магазин...

Не перегородив никому выезда, я встала на проезжей части. И поставила автомобиль на аварийную сигнализацию. Мне повезло — я сразу же попала в нужный мне отдел магазина, сразу же нашла нужную мне карту и сразу же пробила ее в кассе: на все про все ушло не более 3–5 минут. Выйдя из магазина, я обнаружила на своем месте уже другое авто.

Мысль об угоне пришла в последнюю очередь — кому нужна моя старая помятая «Дэу»? Но и про эвакуатор думать не хотелось: во-первых, висит знак «Парковка»; во-вторых, машина же на аварийной сигнализации.

И тут начался спектакль. Буквально «из кустов» показался милый дедушка. «Так это вашу машину эвакуатор увез? Ай-ай-ай, теперь придется вам ехать сначала в ГАИ на Поварскую, потом на штрафстоянку — либо на Рябиновую, либо на Волгоградский проспект», — для простого очевидца дедушка проявлял поразительную осведомленность. Судя по всему, в хлебном месте он оказался не впервые. Дальнейшие его слова лишь подтвердили мои подозрения: «Вам еще повезло. На днях тут молодая пара забежала в магазин на пару минут, а документы оставили в машине. И как, спрашивается, забирать машину, если в ГАИ требуют документы? В общем, если хотите, за 1000 рублей покатаю вас везде», — заключил старичок. У меня от такого обилия сведений кружилась голова, мелькали мысли о работающей сигнализации, которая наверняка через час посадит аккумулятор. Я поняла, что согласиться на условия арбатского спасителя — мой единственный выход. По пути дедушка учил меня уму-разуму: надо было припарковаться прямо на тротуаре, даже перекрыв всем выезд — зато туда никогда не ходит эвакуатор и камеры те места не достают. Кроме того, эвакуаторы не ходят по узеньким арбатским переулочкам — можно поискать местечко и там.

...Вход в здание, где размещался, судя по надписи, первый батальон ДПС, перегораживал шлагбаум. И общаться пришлось с мужчиной в будке. «Не суетитесь, — злобно бросил он. — Заплатите штраф 3 тысячи — и получите свою машину».

«Вообще-то на оплату штрафа закон выделяет мне месячный срок!» — возмутилась я. «А кто вам сказал другое?» — не моргнув глазом поменял показания сердитый сотрудник в погонах. Про штраф я знаю не случайно — буквально месяц назад моя подруга оказалась в такой же ситуации: гаишники и с нее, и со всех пострадавших, чьи машины загреб эвакуатор, требовали уплатить штраф сразу же. И мы метались в поисках ближайшего Сбербанка, вместо того чтобы ехать на штрафстоянку. Лишь в гигантской очереди в банке его сотрудники не выдержали, сообщив нам, что с уплатой штрафов никакой спешки нет и что машину выдадут и без квитанции.

Тем временем я стояла у будки и глотала слезы — документы на машину все не несли. «Кто будет отвечать, если в моей машине сядет аккумулятор?» — «Это ваши проблемы». — «А если у меня была аварийная ситуация?» — «Ваши проблемы». — «Могу я оспорить ваше решение?» — «Только время потеряете».

На получение документов ушло где-то полчаса — притом что я была совершенно одна. Мы с дедушкой двинулись в сторону штрафстоянки на Магистральной улице. Спасибо моему многострадальному аккумулятору — он выдержал. Дедушка же, получая свою тысячу, взглянул на меня с укором: «Надо бы добавить, я же вас в ГАИ столько ждал». И это говорил человек, еще недавно готовый за тысячу отвезти меня на Волгоградку!

— Вам еще повезло, — сообщил мне лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. — Иногда такса доходит до 5 тысяч рублей, особенно если эвакуировали авто ночью. Думаю, эти люди, конечно, находятся в доле с ГАИ.

— Сергей, можете ли вы, как эксперт, объяснить наличие сразу двух знаков на дорогах: «Стоянка запрещена» и «Парковка»? В некоторых местах Москвы, например на проспекте Мира, знаки «Р» висят вдоль выделенных для автобусов полос, куда въезд вообще запрещен, — и как же там парковаться, не нарушив правил и не въехав под «кирпич»?

— Вы такая не одна — знаки на московских дорогах вводят в заблуждение процентов 90 автомобилистов. Наша федерация считает, что выход здесь один — перейти на европейскую систему зонирования, которая перестала бы путать автовладельцев. То есть зеленым цветом отмечать места, где разрешена бесплатная парковка; синим — где платная; и красным — где любая парковка запрещена. Для этого нужно ввести специальные знаки — зеленый, синий и красный. Кроме того, по нашему мнению, в местах, где работает эвакуатор, тоже должны стоять знаки — это будет дополнительным сигналом автовладельцам. Я считаю, когда эвакуатор работает без дополнительных знаков, права автолюбителей нарушаются. В Москве сейчас и без того очень суровое наказание за неправильную парковку — штраф от 3 до 5 тысяч рублей.

— Можно ли эвакуировать стоящий на аварийной сигнализации автомобиль?

— «Аварийка» не является запретом на эвакуацию. Но если человек выставил аварийную сигнализацию, значит, у него что-то случилось. Надо понимать такие вещи и подождать хотя бы несколько минут. Ясно же, что ни один водитель не будет ставить авто на «аварийку» надолго — ведь так можно посадить аккумулятор. И, значит, он появится вот-вот. Мне кажется, эвакуируя такие авто, сотрудники ГИБДД поступают просто нецивилизованно. В Европе бы так делать не стали...