Очень скоро за разговор по мобильному во время езды будут лишать прав

Очередную массированную атаку на водителей предприняли народные избранники. Госдума страны собирается увеличить максимальный срок лишения водительского удостоверения, запретить водителю пользоваться во время движения сотовым телефоном и — на закуску — вернуть балльную систему учета нарушений ПДД.

Увы, в стране в принципе не существует данных, хотя бы намекающих на то, что из-за «мобильных разговоров» число ДТП растет. И единственным обоснованием очередного «честного» отъема денег у автолюбителей служит пресловутый зарубежный опыт.

Что ж, сошлемся на него и мы. Авторитетнейший Институт анализа дорожных потерь (Highway Loss Data Institute, HLDI) обобщил ежемесячные сообщения о ДТП с начала введения запрета на разговоры в Нью-Йорке, округе Колумбия, Коннектикуте и Калифорнии. Также данные были собраны в штатах, примыкающих к этим территориям, с тем чтобы исключить факторы погоды, ландшафта и разгильдяйства жителей «запретных» территорий:

— Несмотря на исследования, которые ранее показали увеличение риска аварий во время разговоров, их запрет никак не сказался на дорожной безопасности, — отчитался президент института Адриан Лунд.

Хотя, думается, даже если наука, разобравшись в коллизии, стопроцентно докажет, что разговор по телефону не влияет на аварийность, у нас в стране штраф за это все равно повысят. Ведь придорожным полицейским надо с чего-то кормиться после того, как у них отняли кормушку техосмотра и запретили прятаться в кустах с радарами. А тут поле непаханое. Обвинить шофера, что он говорил во время езды по телефону, а не чесал им за ухом, практически невозможно. Даже если факт нахождения руки у головы запечатлен на фото или видео, понять, был ли в ней зажат гаджет, нельзя (такого четкого разрешения камеры, используемые правоохранителями сегодня, просто не дают. А если и был, то говорил по нему человек или нет — непонятно). А вот отмыться от бездоказательных обвинений станет априори невозможным. Следовательно, под угрозой огромных штрафов и возможности превратиться в пешеходов инспекторам в массовом порядке начнут золотить ручки. Согласно недавним исследованиям аналитической компании, 55% из опрошенных ее сотрудниками российских водителей (число респондентов не сообщается) не только говорят по телефону во время езды, но и отправляют-принимают SMS-сообщения. Кстати, если следовать депутатской логике, то штрафовать можно и за курение за рулем, и за пережевывание бутерброда, и за отвлечение от разговора при смене CD-диска, да и просто за беседу с пассажирами машины. Ведь в конечном счете все эти действия также отвлекают от дороги.

Впрочем, так сильно заморачиваться, наверное, и не придется, если учесть, что гаишникам полностью развяжет руки идея возвращения к штрафным баллам. Вот этот жупел, добавленный и без того к немалым штрафам, предусмотренным за любые правонарушения, их просто озолотит. Но к снижению аварийности не приведет. Суровое наказание за пьянку и «встречку», например, в итоге привело к тому, что в последние два года и пить за рулем стали чаще, и выезжать на встречную полосу как минимум не реже. Кстати, о том, что балльная система противоречит многим отечественным законам, в том числе и Основному — Конституции РФ, устали говорить не только правозащитники, но даже и журналисты.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Обычно в странах ЕС штраф за разговор по мобильному во время езды предусмотрен относительно небольшой — около 60 евро, но это действует далеко не везде. Бельгиец за желание «поболтать» за рулем может заплатить до 1000 евро. Нужно заметить, что штраф такой величины назначается судом в особых случаях — в зависимости от последствий разговора по сотовому во время езды. Так, обычный для Бельгии штраф в 200 евро, наложенный инспектором полиции, может быть увеличен судом в несколько раз. Он предусматривает расходы на судебные тяжбы, штраф в так называемый фонд помощи жертвам ДТП, а также расходы на судебного исполнителя.

У финнов можно говорить во время езды, но с гарнитурой. Без нее за разговор придется заплатить 80 евро. Англичанин платит всего 75 евро и получает штрафные баллы в водительскую лицензию, однако с чтением и набором SMS все иначе: размер штрафа доходит до 1000 евро. А вот в Сингапуре даже единственное такое нарушение обойдется в $588 или может закончиться шестимесячным тюремным заключением. В Испании позвонить во время движения стоит 300 евро.

Зато власти ЮАР решили вопрос по-своему: за разговоры или обмен текстовыми сообщениями за рулем полицейские попросту «отожмут мобилу» у водителя. Недавний закон дает полиции право конфисковать телефонные аппараты в течение суток после того, как было зафиксировано нарушение.