Легальный и доступный извоз - пока лишь мечта

Уже 246 официальных стоянок такси открылось в городе, но проблему нелегального извоза и обдуривания пассажиров они не решают. Ведь, когда москвич вызывает машину на дом, он заказывает фактически кота в мешке. Причём очень дорогого.

Дорого и сердито

«Я из-за таксиста на рейс опоздал! - пишет Евгений Морозов из Ясенева. - Позвонил в диспетчерскую за сутки, три раза повторил, что нужны дет­ские кресла для двух пятилеток и большой багажник для чемоданов. Машину подали на 50 минут позже, когда мы уже под дождём промокли, причём диспетчер всё это время уверяла меня, что водитель вот-вот будет. Ни кресел, ни большого багажника не было в помине, ехали как огурцы в банке. Когда водитель заявил, что ему нужно заправиться, иначе кончится бензин, я его чуть не прибил! В общем, когда мы примчались в «Шереметьево», нам оставалось только поцеловать стойку регистрации и менять билеты. И за такую суперпоездку с меня слупили 1500 руб. В следующий раз поедем на своём автомобиле и оставим его на платной стоянке аэропорта. Дешевле выйдет».

Такими историями могут поделиться многие. Да и все выходы из зоны прилёта аэропортов по-прежнему облеплены частниками, готовыми отвезти вас хоть на Луну, правда, по космически дорогим тарифам. «Я сразу вижу, кого на сколько можно развести, - признался нашему корреспонденту Алексей К., уже 10 лет курсирующий по Каширскому шоссе от «Домодедова» до мегаполиса. - Идеальный вариант, когда рейс прилетает ночью с опозданием на несколько часов и аэроэкспрессы уже не ходят. Тогда все семьи с маленькими детьми, престарелыми бабушками, а также пассажиры, ожидающие самолёта за бутылкой виски, готовы заплатить и 2, и 3 тыс. руб., лишь бы до дома добраться».

С поездками по городу тоже полная вакханалия. «Зачастую поездка на одно и то же расстояние может стоить по-разному», - признаёт Максим Ликсутов, глава столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

И перевозчики готовы назваться как угодно, хоть «Реальными пацанами» (подробнее см. «Кстати»), лишь бы получить преимущество перед конкурентами. На самом деле надо смотреть не на название компании, а на её расценки, причём до того, как сесть в машину.

Тариф «суперплюс»

Самые неприятные сюрпризы, которые ожидают пассажиров, следующие. Если едете в Северное или Южное Бутово, Новокосино, Кожухово, Жулебино, Митино, Куркино, Новопеределкино или Солнцево, двойной тариф может начать действовать с 1-й минуты поездки, а не тогда, когда вы выедете за пределы Окружной дороги. Некоторые компании делают 50-90%-ную накрутку за езду по самой МКАД, и водитель выбирает именно этот маршрут, даже когда есть другой путь до цели назначения.

Детское кресло может обойтись в дополнительные 200-300 руб., перевозка любого животного (даже маленькой, помещающейся в карман собачки) - ещё как минимум в 100 руб. Чемоданы не уместились в багажник? Прибавьте 200 руб. за каждое место в салоне. Везёте лыжи, и надо складывать зад­нее сиденье? Готовьте ещё 200-300 руб. Дело доходит до того, что иногда приходится доплачивать 300-500 руб. за 4-го пассажира. Об этом уже знают семьи, уезжающие в отпуск. И самое интересное: когда вы захотите пожаловаться на задранную цену, брань водителя и опасный стиль вождения, может легко оказаться, что изливать свой гнев некому.

Крупные перевозчики, безусловно, заинтересованы в качестве обслуживания и увольняют водителей после определённого числа сигналов от недовольных клиентов. А вот средние и мелкие фирмы принимают все телефонные и интернет-заказы, даже если все их машины в данный момент заняты, и... просто перепродают заявки. Всем желающим (не важно, есть у них лицензии или нет). В Москве работают биржи такси, у которых вообще нет собственного парка машин, зато есть база частников, готовых заплатить бирже 15-30% комиссионных за получение адреса пассажира. Иногда заявка попадает к водителю после двух или даже трёх посредников, и на руки он получает 300-400 руб. из 1000 руб., за которую пассажир договаривался ехать. Как вы думаете, жаждет он угодить клиенту или ему абсолютно всё равно?

Самое неприятное заключается в том, что, по закону, оператор не несёт ответственности за исполнение заказа, то есть он не даёт никакой гарантии, что автомобиль вообще к вам приедет.

«Нужны единый телефон для жалоб и серьёзная проверка всех негативных сообщений пассажиров», - уверен Ярослав Щербинин, председатель межрегионального профсоюза «Таксист». Кстати, официальных «чёрных списков» плохих таксистов не существует, есть лишь интернет-форумы с народными рейтингами. Да и с бомбилами городские власти борются, но вяло - с марта этого года было заведено всего 1,5 тыс. судебных дел. Понятно, чтобы каждый день устраивать облавы на подпольных извозчиков, не хватит никаких полицейских кадров. Но пока из 50-тысячной армии столичных «шашечек» почти 70% относится к теневому бизнесу, честные таксисты и москвичи остаются в проигрыше.