Социологи опубликовали результаты опроса москвичей относительно транспортной ситуации в столице. Исследование показало, что горожане поддерживают инициативы властей в борьбе с пробками, но ощутимых результатов от нововведений пока не ждут. Только каждый десятый автомобилист считает дороги столицы очень загруженными, а каждый второй водитель выразил готовность пересесть в общественный транспорт.

Исследовательский холдинг «Ромир» обнародовал результаты социологического опроса москвичей, посвященного транспортным проблемам Москвы. В общей сложности в исследовании приняли участие более 2000 горожан.

Специалисты опросили три категории населения: 800 автомобилистов, использующих машины в личных целях, и 200 представителей транспортного сообщества, регулярно использующих автомобиль по работе, интервьюировали лично, а более 1000 москвичей старше 18 лет опросили по телефону. Исследование проводилось весной этого года.

Респондентам предложили оценить транспортную ситуацию на их обычных маршрутах передвижения. Ответы оказались несколько неожиданными. 61% представителей транспортного сообщества посчитали свой обычный маршрут очень загруженным, а еще 27% — скорее загруженным. Обычные автомобилисты, судя по всему, предпочитают не ездить по городу в час пик.

Лишь 10% опрошенных водителей сочли свои маршруты очень загруженными, а 49% — скорее загруженными.

Сильно загруженной транспортную систему Москвы посчитали 40% жителей города.

На вопрос о причинах большого количества пробок участники опроса были практически единодушны. Под 45% опрошенных из каждой категории назвали главной причиной увеличение городского автопарка.

Чуть меньше, 40%, винят перенаселенность Москвы. Автомобилисты также выделили увеличение пассажиропотока утром и вечером (55%) и плохое состояние дорог (52%).

Москвичи по-разному ответили на вопрос о том, как можно улучшить транспортную ситуацию. Профессиональные водители в 58% случаев отметили необходимость эффективной реконструкции старых дорог, еще 43% считают необходимым построить дополнительные подземные и надземные дороги и развязки. Автомобилисты отметили необходимость чаще ремонтировать дороги и строить парковки, в том числе перехватывающие (по 27%), остальные горожане — развитие новых развязок (41%) и развитие общественного транспорта (40%).

Опрос показал, что почти половина столичных водителей (49%) готовы пересесть на общественный транспорт. Остальные пока на это не согласны.

Меньше всего пересаживаться на метро хотят владельцы дорогих иномарок и водители с высоким уровнем дохода. Среди тех, кто ежедневно ездит на работу на машине, лишь 5% заявили, что ни за что не откажутся от автомобиля.

Исследователи поинтересовались условиями, которые необходимы для пересаживания автовладельцев в общественный транспорт. Обычные автомобилисты чаще всего отмечали необходимость увеличить частоту движения и улучшение информативности (расписание, маршруты и т. д., по 21%), а также обеспечение удобных пересадок — 20%. «Профессионалы» отметили важность повысить скорость общественного транспорта (47%), а также увеличить его комфортность (44%) и частоту движения (40%).

Участники опроса показали высокий уровень осведомленности и поддержки мер, предпринимаемых властями Москвы для решения транспортных проблем. О введение выделенных полос для общественного транспорта слышали 67% москвичей, 82% одобрили эту меру. Оказалось, что лишь чуть больше половины (56%) горожан слышали о строительстве новых станций метро и обновлении парка вагонов, 90% это поддержали. Высокий уровень осведомленности и поддержки продемонстрировали и водители-профессионалы.

А вот осведомленность обычных автомобилистов о переменах в транспортной системе города оказалась значительно ниже, чем в двух других группах. Так, о выделенных полосах для автобусов знают 33% опрошенных в этой категории, и 95% это одобряют. О лицензировании городского такси слышали 23% водителей, и поддерживают эту идею 96% из них. Весной, на момент опроса, лишь 11% водителей знали о введении жесткого контроля над парковками в центре Москвы, но среди них поддержали эту инициативу 65%.

Парковок касался и еще один вопрос социологов. Респондентам предложили ответить, как они поведут себя в случае введения жесткого контроля за стоянками в центре города. 38% водителей заявили, что будут пользоваться платными парковками, 23% будут ставить машины в ближайших подворотнях, 14% собираются потратить время, но найти разрешенное место для стоянки. Еще 11% планируют добираться на автомобиле до ближайшего пересадочного узла и дальше продолжать путь на общественном транспорте. Полностью отказаться от поездок в центр на автомобиле и пересесть на метро согласилось лишь 9%.

Эксперты «Ромира» подсчитали среднюю цену, которую автомобилисты готовы потратить за стоянку в центре города. Она составила 407 рублей в день. Но 34% опрошенных автовладельцев заявили, что не готовы платить вообще.

Не более 300 рублей в день готовы выложить 16%, четверть столичных водителей могут отдать от 300 до 500 рублей, а еще 6% заявили, что готовы платить за парковку от 500 рублей и выше.

Стоит отметить, что сейчас парковка в центре города обходится водителям от 50 до 300 рублей в час. Не удивительно, что даже в пиковые часы большинство этих стоянок заполняются от силы на треть. С 1 января 2013 года власти собираются ввести платную парковку в пределах Бульварного кольца. Ориентировочно тариф составит 50 руб./час, но в наиболее проблемных местах он может оказаться и выше. Оплатить стоянку можно будет в том числе и по мобильному телефону.

В конце опроса респондентам было предложено дать прогноз о перспективах разрешения транспортных проблем города. «Более половины автомобилистов (53%) считают, что для решения транспортных проблем города понадобится от 5 до 10 лет. Но в среднем, согласно ответам всех опрошенных водителей, ощутимые сдвиги в лучшую сторону будут заметны через 6,7 года», — говорится в выводах исследователей. Водители-профессионалы полагают, что транспортная ситуация улучшится в период от 3 до 10 лет, но в среднем через 5,2 года. Перемен к лучшему через 3—5 лет ждут 30% жителей Москвы, еще 25% — в промежутке от 5 до 10 лет. В среднем горожане надеются, что транспортные проблемы будут решены через пять с половиной лет.