Без права на ошибку
ГИБДД в очередной раз ужесточает требования для желающих получить водительские удостоверения. Сейчас разрабатывается проект нового регламента сдачи экзаменов. Согласно новым правилам, ученики автошкол больше не получат права на ошибку во время прохождения первого практического испытания. На экзаменационной площадке кандидат в водители должен будет выполнить несколько обязательных упражнений, не допустив ни одной погрешности. В список маневров войдут: повороты под прямым углом, остановка и «трогание» на подъеме, параллельная парковка, разворот в ограниченном пространстве с движением задним ходом. За любую ошибку испытуемый будет немедленно удален с экзамена. Действующий регламент мягче. Сегодня сдающий может выбрать из пяти обязательных упражнений только три и в случае ошибки выполнить одно из них еще раз.
Кроме того, изменения коснутся и экзамена по вождению в городе. Предполагается, что теперь маршрут будет проходить по дорогам с различной интенсивностью движения. Основная цель испытаний — понять, насколько будущий водитель готов к безопасному участию в дорожном движении. При этом оценка будет субъективной: решение выносит инспектор. Жизнь «своим» кандидатам по-прежнему может быть облегчена. Хорошо хоть, что теоретическая часть экзамена — 20 вопросов по ПДД — останется прежней.
Интересно, что при отборе предложений для нового регламента рассматривался «американский» вариант, считающийся жестким. В США после сдачи теоретического экзамена ученик получает временное водительское удостоверение. И ездит с ним от полугода до года (в зависимости от штата). Практика показывает, что количество ДТП у таких водителей гораздо ниже. Потому что в случае аварии по его вине ученик не только лишится права вождения, но и не сможет претендовать на его получение целый год.
В новых правилах планируется селекция автошкол. В документе указано, что автошколы, которые готовят водителей на автодромах, будут проходить аккредитацию в ГАИ и иметь право проводить теоретический и первый этап практического экзамена на своей базе. Если ученик такой автошколы сдает эту часть экзаменов, они идут в зачет соответствующих внутренних экзаменов в автошколе и квалификационных экзаменов в ГАИ. Пересдавать в ГИБДД не придется, нужно будет лишь «отъездить» вторую часть практического экзамена.
Ученикам других автошкол придется сдавать экзамен либо на тех же автодромах, либо на экзаменационных площадках, обустроенных в соответствии с новыми требованиями методики. Соответственно, будут сформулированы две методики сдачи экзаменов: для школ с автодромами и для тех, кто не смог организовать автодром у себя. Как известно, школа с автодромом берет с учеников за подготовку в среднем вдвое больше. Теперь к этим тарифам подтянутся и остальные, поскольку им надо будет арендовать автодром либо закрываться.
ФАС против дистрибьюторов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) решила вмешаться в отношения между дистрибьюторами и дилерами автобизнеса. Ее не устраивает обязательное совмещение продаж и сервисного обслуживания автомобилей одним дилерским центром. В ФАС считают, что это дискриминирует станции техобслуживания, которые не являются официальными дилерами производителя, при поставке запчастей и при получении статуса авторизованного партнера.
От торговой политики автоконцернов страдают и потребители. Покупатели иномарок за пределами больших мегаполисов вынуждены ездить на техобслуживание за сотни километров в салоны официальных дилеров. Граждан беспокоят также цены на запчасти и особенно услуги у официальных дилеров, которые, как заметили многие, резко снижаются сразу после окончания срока гарантии. Но при обращении на неавторизованные техстанции автовладельцы теряют гарантию. «Я, может быть, как потребитель не хочу платить за антураж автосалона, а хочу обслуживаться качественно, но в небольшом гараже», — отметил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.
ФАС также посчитала странным, что договор между поставщиком и автосалоном заключается только на год и может быть расторгнут дистрибьютором без объяснения причин. В результате салоны под страхом разорения и закрытия пляшут под дудку поставщика. «Многие автокомпании создают дискриминационные условия дилерам, например, устанавливая автосалонам из одной сети разные условия поставок машин», — пояснили в ФАС. Компаниям, которые не будут устранять нарушения, грозят оборотные штрафы — то есть штраф, равный проценту от всего оборота по рынку в масштабах РФ. Максимальный размер такого наказания — 15% от оборота.
Автодистрибьюторы в целом поддержали предложение ФАС, однако выразили опасения в отношении резких изменений правил функционирования рынка. По их мнению, нововведения могут привести к негативным последствиям как для компаний, так и для автомобилистов.
Это не первый случай, когда антимонопольщики предлагают дистрибьюторам и дилерам прописать процедуру рыночного взаимодействия, чтобы снять претензии друг к другу. Напомним, что в сентябре 2011 года ассоциация «Российские автодилеры» (РОАД), в которую входят крупнейшие в стране дилерские сети, направляла в ФАС письмо, в котором просила рассмотреть ситуацию кабальных контрактов с дистрибьюторами иномарок. Но лишь сейчас в ФАС начали действовать.
Последствия для автолюбителя могут быть разными. Если ФАС удастся навести порядок, цены в автосалонах выравняются. Но скорее всего в большую сторону. Велика также вероятность, что поставщики штрафы в ФАС заплатят, но их сумму разложат на дилеров, а те — на потребителей.
Автомобиль — не для молодежи
Несладко в 2012-м придется и тем, кто покупает автомобиль в кредит. В 2011 году темпы прироста совокупного портфеля автокредитов российской банковской системы составили 39,2%. Это наивысший показатель за последние пять лет, но банкиры не надеются, что результат нынешнего года окажется близок к рекорду.
Дело в том, что примерно треть роста пришлась на продажи автомобилей в кредит по льготным процентным ставкам, которые субсидировало государство (обмен старых автомобилей на новые плюс антикризисные стимулирующие программы). Но в 2011 году программы закончились и не продлены. Высокие объемы кредитования в прошлом году обеспечил также отложенный в кризис спрос и достаточно свободный доступ банков к источникам фондирования в первой половине 2011 года.
Сейчас всего этого и в помине нет: спрос удовлетворен, а проблемы с ликвидностью у банков уже стали притчей во языцех. Банкиры признаются: на рынке автокредитов царят тревога и неопределенность, а условия автокредитования, вероятно, будут ужесточаться. Сегодня средние ставки находятся в диапазоне 13–16% годовых. Прогнозируется, что к концу 2012 года они увеличатся на 1–2%.
Обходной маневр — покупка у автосалона в кредит под очень низкий процент (например, 2,9% годовых в долларах США) — тоже становится затруднительным. Эту возможность салонам дают поставщики-дистрибьюторы. Но, как сказано выше, между поставщиками и продавцами разгорается ссора с привлечением ФАС. У дистрибьюторов может возникнуть соблазн «перекрыть кислород» строптивым автосалонам. В том числе и путем закрытия льготных кредитных линий. А пострадает автолюбитель.
Интересно, что некоторые банки ужесточили требования не путем повышения процентных ставок, а путем ограничения возраста заемщика. В ряде банков не выдают автокредиты лицам моложе 23 лет. А один довольно крупный банк поднял эту планку до 27 лет. Не секрет, что автокредиты брала в основном молодежь; теперь ее отсекают.
Инна Григорьева