Московские автовладельцы давятся в очередях, потому что гаишники вдруг стали... честными

Никита МИРОНОВ — 21.03.2011

- Слушай, с шести утра тут торчу! До 10.00 на работе отпросился, а время уже 11! - средних лет мужик почти орет в телефонную трубку.

На улице Смольной выстроилась стометровая очередь из машин. Здесь - пункт технического осмотра автомобилей. Но заехать на заветный стенд, где машины осматривают, не получается.

- Третий раз заезжаю, все время очередь, - жалуется водитель «Опеля» Николай.

По словам водителей, сам техосмотр длится 40 минут, но ждать его нужно по 5 - 6 часов. Минимум! Захожу в помещение. Облупленные стены, дверь нараспашку, с улицы несет прохладой. Батареи почему-то холодные. Все скамейки заняты, большинству ожидающих приходится стоять. Под потолком подвешен телевизор. Он, правда, не работает и покрыт толстым слоем пыли. Туалета нет, и люди из очереди выходят справлять нужду в ближайшие гаражи.

- Что за фигня?! - возмущается владелец «Тойоты» Игорь. - Раньше я лобовичок (талон техосмотра, клеящийся на лобовое стекло. - Прим. ред.) просто покупал. Четыре тысячи отдал - и никуда ехать не нужно. А сейчас знакомому гаишнику звоню, он - в отказ. Оформляй, говорит, сам...

НОВЫЙ НАЧАЛЬНИК ЧИСТО МЕТЕТ

Дикие очереди на техосмотр начались в Москве в начале марта. Сначала гаишники сетовали на компьютерную систему «Техосмотр-2000», давшую сбой. Затем ее починили, но очереди почему-то не уменьшились. Тогда начальство ГИБДД увеличило рабочее время на ПИКах (пункты инструментального контроля). Они стали работать на два часа дольше - с 8 до 20 часов. Но и после этого очереди не стали меньше!

- А как иначе, если раньше половина всех талонов техосмотра делалась «дистанционно»! - рассказал «Комсомолке» офицер ГИБДД, просивший не называть его имени. - А теперь начальство следит, чтобы все было по-честному. Поймают - уволят.

Гаишники здорово испугались после истории с Дмитрием Пушкиным - начальником межрайонного отдела техосмотра и регистрации автомототранспортных средств. Его уволили, причем вместе с двумя замами и семью инспекторами! Поводом стали результаты проверки главного пункта техосмотра Москвы. Управление собственной безопасности ГУВД Москвы сравнило записи с видеокамер, установленных на здании отдела ГИБДД, и данные о выданных талонах. Выяснилось, что больше 60 машин, получивших лобовички, не только не заезжали на проверочный стенд, но и вообще не подъезжали к отделу!

Инициировал проверку новый руководитель ГИБДД Москвы Александр Ильин.

УСЛУГИ ПОДОРОЖАЛИ

Тем не менее пройти техосмотр «дистанционно» пока можно. Звоню в фирму, которая, судя по объявлению в Интернете, «помогает с ТО».

- Да, талончик оформим. Какой у вас автомобиль?

- Легковой.

- Шесть тысяч рублей. Приносите тысячу - как задаток, копию договора ОСАГО и свидетельства о регистрации, ПТС. Через два дня получите талончик и заплатите остальные пять тысяч.

- Так ведь раньше за четыре делали!

- Сотрудники ГИБДД, с которыми мы имеем дело, подняли расценки.

В некоторых фирмах цены остались прежними - 4 - 5 тысяч, но условия стали жестче. Водителям предлагают лично подъехать на пункт техосмотра, чтобы... засветиться перед камерой.

- Вам придется также заехать на стенд, - пояснил мужчина-диспетчер.

- Позвольте, так за что же я плачу?

- Во-первых, вы не стоите в очереди. Во-вторых, талон вам выдадут в любом случае - есть претензии к машине или нет.

Наш источник в ГИБДД советует остерегаться мошенников.

- Сейчас много жуликов появится, - уверен офицер. - Будут предлагать «дистанционный» техосмотр и впаривать поддельные талоны. А потом вас на дороге остановят, выяснят, пробив по базе, что талон левый, и под статью подведут. Прецеденты уже были. Уж лучше в очереди постоять.

Как рассказали «Комсомолке» в Московской коллегии адвокатов, тех, кто ездит с поддельным лобовичком, можно привлечь по 327-й статье УК - «подделка документов». Виновным грозит или штраф до 80 тысяч, или арест до 6 месяцев.

ГАИШНИКОВ ТРЯСУТ - СТРАДАЮТ ВОДИТЕЛИ

Вторая причина, по которой гаишники вдруг стали честными, - закон «О полиции». До 1 июня сотрудников ГИБДД будут переаттестовывать: готовы ли они стать полицейскими. Причем по распоряжению главы ГУВД Москвы Колокольцева 12% гайцов должны сократить. Сокращаться никто не хочет.

- У меня «Субару Форестер» в гараже, а я на «девятке» теперь на службу приезжаю, - рассказывает еще один офицер ГИБДД. - Управление собственной безопасности сейчас всех шерстит. У них ведь тоже переаттестация и сокращение - вот и стараются.

Гаишников трясут - страдают водители.

- Вчера остановили за непристегнутый ремень, - рассказывает житель Отрадного Михаил. - Ну что, говорю, давайте по половинке разойдемся? Лезу в кошелек. Штраф - 500 рублей, я обычно 250 отдаю и дальше еду. А гаишники на меня подозрительно так смотрят: «Нет, гражданин, давайте оформляться!» В общем, выписали протокол на 500, теперь нужно время выбрать в банк заехать и очередь отстоять.

Такому раскладу гаишники и сами не рады.

- Инспектор может «заработать» на дороге 150 - 200 тысяч в месяц, - рассказывает знакомый гаишник. - Но сейчас многие так боятся подстав службы собственной безопасности, что брать перестали. Смутное время, переждать надо...

Руководство ГИБДД, надо отдать ему должное, проблему с тягомотиной при уплате штрафов пытается решить. Уже в этом году инспекторов хотят оснастить переносными платежными терминалами. На нарушителя составляется протокол, и он тут же карточкой рассчитывается - как в супермаркете или ресторане. Это куда удобнее, чем искать банк и стоять в очереди.

- Штука действительно хорошая, это шаг в сторону Европы, - уверен редактор отдела автомобильной жизни журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. - Но гаишники-то после переименования в полицейских останутся прежними! И им будет выгоднее брать наличкой - пусть и половину суммы штрафа, - чем предлагать расплатиться через терминал. Боюсь, что закупленное оборудование просто не будет использоваться...

Водители от нововведений - честных гаишников и реального техосмотра - тоже не в восторге.

Техосмотр, уверен водитель «Хонды» Андрей, нужно либо отменить, либо вернуть прежнюю систему со взятками:

- Когда платишь - все быстро делается. А если по закону - очереди и нервотрепка. Невыгодно ни водителям, ни гаишникам!

А вот автоэксперт Сергей Асланян вообще считает, что функцию техосмотра у ГИБДД пора отобрать:

- Это коррупционная кормушка. Инспекция дает талон, но ни за что не отвечает! Если машина из-за неисправности попадет в аварию, виноват окажется владелец, а не гаишник. В цивилизованных странах техосмотр проводят специальные сертифицированные организации, которые связаны с официальными дилерами автозаводов. Приезжаешь к профессионалам, они делают диагностику автомобиля, ремонтируют или меняют, что нужно, и дают сертификат, что машина в порядке. Если где-то недосмотрят, на них можно подать в суд и выиграть дело. В США техосмотра нет вообще. Там страхуется ответственность водителя, и он кровно заинтересован регулярно проводить техобслуживание своего авто и ездить без аварий. Давайте возьмем за основу любой из этих вариантов.

ОФИЦИАЛЬНО

Марина ВАСИЛЬЕВА, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Москвы:

- Главная причина очередей - сезонная. Москвичи, которые не ездили зимой, вывели из гаражей свои машины и озаботились техосмотром. Часть автомобилистов пытаются сделать ТО заранее - чтобы не отвлекаться летом, в сезон дач и отпусков. Чтобы не было очередей, режим работы пунктов техосмотра продлен. А массовое прохождение ТО «заочно» - это слухи! Даже мы, сотрудники ГИБДД, проходим техосмотр как положено.

КОММЕНТАРИЙ ПРОКУРАТУРЫ

Валентина ТИТОВА, руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы:

- Судить о том, меньше или больше преступлений стали совершать сотрудники полиции, мы пока не можем. Переаттестация только началась, и выводы делать рано.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Взятка против коррупции

Судьба нередко подбрасывает нам коварную альтернативу. На станции техосмотра, в больнице, в роддоме, в школе...

По закону, но стоя в очереди?

Или быстро и за взятку?

Думаю, многие из нас выбирают (и выберут, как только такая возможность представится) второй вариант. Потому как привыкли уже подмазывать и давать на лапу, и вряд ли в ближайшее время мы изменимся. Мы можем часами рассуждать о справедливости и борьбе с коррупцией, но при этом лишь единицы готовы что-либо делать в ущерб себе, любимым. А ущерб можно найти во всем. Даже если на станциях ТО не будет очередей, все равно люди продолжат покупать талончики-лобовички. Потому что приезжать неохота. Потому что машину надо ремонтировать, а на это нет времени. Как-нибудь потом! И наплевать, что из-за этого в любой момент может произойти авария...

Наверное, хватит ходить налево, пытаясь защитить свое право - право на комфортное и быстрое обслуживание. Взятками коррупцию не победить. Бесполезно!

Михаил РЯБИКОВ