Конец безраздельного господства двигателей внутреннего сгорания (ДВС), по всей видимости, не за горами. Ученые пророчат, экологи требуют, а конструкторы и инженеры соглашаются с ними в том, что вскоре настанет эра электродвигателя. Электродвигатель не загрязняет окружающую среду, обладает идеальной моментной характеристикой («тянет» с самых «низов»), не требует коробки передач.
Однако на пути к воплощению идеи электромобиля в жизнь стоит несколько существенных препятствий. Основное из них — отсутствие батарей, которые обеспечили бы без подзарядки пробег, сравнимый с пробегом обычного автомобиля на полном баке.
Время зарядки существующих сейчас аккумуляторов намного превышает время заправки автомобиля с ДВС. Кроме того, переход на электрическую тягу порождает другие проблемы. Ведь необходимо создать сеть «электрозаправочных» станций. Потребность в электроэнергии возрастет, а откуда ее брать? Как утилизировать использованные батареи? В общем, вопросов масса. А пока что в реальной автомобильной жизни мы с вами имеем компромисс под названием гибрид.
Гибридная силовая установка состоит из обычного ДВС (как правило, бензинового) и электродвигателя. Первый серийный гибридный автомобиль был выпущен еще в 1997 году фирмой «Тойота». Модель носит название «Приус». К настоящему времени продано более одного миллиона экземпляров по всему миру (в основном в США).
Гибрид сочетает лучшие качества электродвигателя и ДВС. Электродвигатель идеально подходит для режима движения «старт-стоп», то есть, для города. А ДВС оптимально работает в установившихся режимах (загородное движение). Гибридные автомобили оснащаются системой рекуперации, которая позволяет запасать энергию при торможении или движении накатом. В этих режимах колеса вращают электродвигатели, которые, работая уже как генераторы, подзаряжают аккумуляторы.
Различают несколько видов гибридов. По уровню «гибридизации» они делятся на полные, умеренные и подзаряжаемые (plug-in). «Полные» гибриды позволяют автомобилю некоторое время двигаться на одной электротяге. В «умеренных» гибридах электродвигатель используется только как вспомогательное средство для ДВС. Plug-in гибрид — это электромобиль, который можно подключать к обычной электрической сети для подзарядки батарей. Когда заряд батарей заканчивается, в работу вступает ДВС.
По способу подключения ДВС и электродвигателя гибриды бывают последовательные, параллельные и последовательно-параллельные.
Последовательные гибриды — самая простая схема. ДВС используется только для вращения генератора. Генератор питает ходовой электродвигатель и подзаряжает аккумуляторы. Преимущества такой схемы: ДВС всегда работает в оптимальном режиме, при полностью заряженной батарее его можно отключать. Автомобиль может двигаться только на электротяге, ему не нужны сцепление и коробка передач. Недостатки: часть энергии при преобразовании в цепочке ДВС — генератор — электродвигатель — колеса неизбежно теряется; схема требует более мощных (а, значит, более дорогостоящих) электродвигателя и аккумуляторов. Последовательная схема наиболее эффективна при движении в городе.
При параллельной схеме основным источником энергии является ДВС, а электродвигатель используется только для помощи ему в переходных режимах (старт, ускорение). В установившихся режимах электродвигатель работает как генератор, подзаряжая батареи. По такой схеме выпускает свои гибриды фирма «Хонда» — модели «Инсайт» и «Сивик».
Упоминавшаяся в начале статьи Тойта Приус построена по схеме последовательно-параллельного гибрида. Это самый сложный вид, его можно назвать «гибрид гибрида». В параллельную схему добавляется генератор и делитель мощности. Такая конструкция имеет черты и последовательного и параллельного гибридов: автомобиль может трогаться и некоторое время ехать только на электротяге. В установившихся режимах работает ДВС, при повышении нагрузки в помощь ему подключается электродвигатель.
Делитель направляет часть мощности ДВС на колеса, а другую — на генератор, который, в зависимости от режима движения, либо питает электродвигатель, либо заряжает аккумулятор. Электродвигатель используется для вращения колес или при рекуперативном торможении. В последовательно-параллельном гибриде большую часть времени работает электродвигатель, а ДВС используется в установившихся режимах.
После всего прочитанного возникает логичный вопрос: если все так идеально, почему же мы все до сих пор не ездим на гибридах? Да потому что есть несколько ложек дегтя в этой бочке меда.
Гибриды сложнее и дороже автомобилей с обычным ДВС. За их ремонт возьмется далеко не каждая СТО. Аккумуляторы для гибридов работают в узком диапазоне температур, при низких температурах подвержены саморазряду. Экономией топлива и лучшими экологическими показателями гибриды могут похвастаться только при эксплуатации в городе, в загородном режиме автомобили с дизелями превосходят их.
Поэтому гибриды следует рассматривать как переходный этап к электромобилю будущего. То есть гибридные автомобили — это своеобразный «полигон» для отработки технологий создания емких аккумуляторов, их быстрой подзарядки и систем рекуперации энергии.
Обзоры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Гибрид: шаг к чистому небу
Оригинал
Avtobeginner.ru