Через шесть месяцев после официальной публикации в «Российской газете» вступят в силу поправки, которые подписал на днях глава правительства Владимир Путин. Несколько пунктов исполнить будет весьма проблематично.

Внеся несколько принципиальных поправок в правила дорожного движения, правительство РФ не потрудилось дать разъяснения, как можно исполнить некоторые из утвержденных новшеств. В ряде других норм необходимо тщательно штудировать приложения к ПДД, чтобы не столкнуться с непониманием сотрудников ДПС.

Самым главным нововведением многие автолюбители называют требование, согласно которому уже этой зимой все автомобили начнут ездить с включенным ближним светом фар. И не только за городом, но и в населенном пункте (сейчас свет должен гореть лишь при движении по шоссе). Однако при внимательном прочтении выясняется, что п. 19.5 ПДД теперь будет звучать так: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». ПТФ для этого не годятся, они включаются именно в тумане и вместе с ближним светом.

Отлично, но как быть с велосипедами? Это ведь тоже транспортные средства. Можно установить фару, свет которой, правда, не будет виден никому в светлое время суток. Зато требование ПДД будет соблюдено. Так что придется любителям велосипедных прогулок раскошелиться и прикупить как можно скорее фару с устройством, вырабатывающим свет.

Еще одна поправка касается знака «Обгон запрещен». До сих пор этот знак читался так: «3. 20. «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств». Однако новые поправки предусматривают следующее прочтение: «3. 20. «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски».

С мопедами и мотоциклами все вроде бы ясно. Они не занимают целую полосу, их можно обогнать, даже не выезжая из своей полосы. Хотя это будет даже не обгон, а простое опережение. А вот если на дороге перед вами плетется телега (или трактор), то вам придется совершать полноценный маневр. Хотя для обгоняемых тихоходов поправками вводится требование вне населенных пунктов «принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства». Такое же требование распространяется на транспортные средства, перевозящие крупногабаритный груз или двигающиеся со скоростью, не превышающей 30 км/ч. Почему-то в этом перечне отсутствуют длинномерные транспортные средства, но, возможно, их обгон законодатель считает нецелесообразным.

Для того чтобы понять, можно ли совершить обгон еле двигающегося впереди механизма, нужно быть уверенным в том, что это именно «тихоходное транспортное средство». Напомним, что оно должно сзади иметь наклейку «в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм). Таким знаком обозначаются механические транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч. То есть обогнать экскаватор вы, скорее всего, сможете, а вот самосвал, который медленно плетется в гору, но не подает вправо, как это теперь требуют ПДД, — ни в коем случае. Главное тут не перепутать…

Впрочем, надо внимательно изучить и новую трактовку самого понятия «обгон». Теперь это «опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)». Если вы не выезжаете на встречку, но в пределах двух-трех попутных полос постоянно маневрируете, обгоняя все двигающиеся в том же направлении автомобили, то обгон не происходит. Так буквально трактовать новую норму может каждый «слаломист», но вряд ли гаишники будут с ним согласны. Хотя вы, если окажетесь в такой ситуации, можете говорить, что это было всего лишь опережение, и использовать дополнительный аргумент, цитируя все те же поправки. Ведь там сказано, что опережение — это движение транспортного средства со скоростью больше скорости попутного транспортного средства, причем не уточняется, можно ли при этом перестраиваться из одной полосы в другую.

Почему-то в прессе не совсем верно понимают и поправку, согласно которой водитель должен уступать дорогу пешеходам. Во многих изданиях написали, что «согласно принятым поправкам, водитель обязан уступать дорогу даже тем пешеходам, которые только приближаются к переходу». Между тем там нет такого требования. Автомобиль должен снизить скорость или остановиться перед нерегулируемым пешеходным переходом, чтобы пропустить пешеходов, «переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода». Не обязан водитель гадать, пойдет ли через переход человек, который к нему только приближается, или остановится, чтобы отдохнуть на краю проезжей части несколько минут. Пока он не поставил ногу на «зебру», можете двигаться. Но лучше снизить скорость, чтобы успеть остановиться, если пешеход все же ступил на дорогу и, следовательно, получил свое преимущественное право.

Очень радуют поправки, которые устанавливают приоритет дорожных знаков над разметкой. В принципе этот пункт необходим, чтобы не было никаких разночтений, если знаки указывают одно, а разметка — другое. В документе сказано, что «в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками». И теперь водителям не придется спорить с сотрудниками ГИБДД, доказывая свою правоту ссылками на приказ В. Кирьянова, который его подчиненные попросту игнорировали. С ПДД уже не поспоришь.

Вполне разумно и другое новшество, запрещающее эксплуатацию автомобилей с установленными на одну ось «ошипованными и неошипованными» покрышками. Но как быть в ситуации, если одна шипованная покрышка прохудилась, а у вас вместо запаски предусмотрена только докатка, на которой шипов никогда не было? Можно ли на этой докатке доехать до ближайшего шиномонтажа? Или надо бросать машину и тащиться туда по морозу пешком?

Есть подозрения, что по ряду пунктов понадобятся разъяснения руководителей ГИБДД или судебная практика, чтобы стало окончательно ясно, что все-таки можно, а чего нельзя.

Не отвечает новый документ и на некоторые избитые вопросы. Почему-то не захотели, например, описать точно понятие «выезд на встречную полосу движения». Когда начинается такой выезд: если за черту заехать одним колесом, двумя левыми колесами или всеми четырьмя? Можно ли вернуться со встречки через сплошную линию и при каких обстоятельствах? Ан нет, невыгодно все разжевать и лишить тем самым инспектора ДПС права трактовать не совсем ясные пункты в свою пользу. ГИБДД, конечно, не выйдет с предложениями о внесении изменений, которые реально сделали бы подозрительные пункты однозначными. Но правительство, если оно действительно хочет бороться с коррупцией, должно продолжить работу над уточнением ПДД и внесением в них необходимых поправок.

текст: Константин Катанян