Те, кто сталкивался с установкой внешних кузовных элементов на автомобили (например, бамперов, или даже ресничек на фары), наверняка слышали фразу наподобие "Установка требует подгонки под кузов автомобиля". А подгонка - это трудоемкий процесс, который не под силу большинству автосервисов, а требует установки в сервисе, рекомендованном тюнинговой компанией. Рассмотрим, почему так.

Предположим, детали удалось изготовить абсолютно точно, то есть без какой-либо погрешности при соблюдении размеров. Тогда во время сборки все собираемые детали ориентируются по поверхностям, по которым они сопрягаются в сборочной единице, т.е. приставляются друг к другу. Соединения выполняются безо всякой оперции удаления материала (сверления отверстий, припиловки) или регулировки. Детали для сборки можно брать из партии изготовленных безо всякого выбора, все одинаково хорошо подойдут на свое место в собираемом узле.

Такая сборка состоит из операций ориентирования деталей и выполнения операций по выполнению соединений. Никакой доработки деталей во время сборки в этом случае не нужно. Такая организация работ называется взаимозаменяемой сборкой.

В реальном преизводстве детали изготавливаются не одинаковыми, а с каким-то рассеиванием размеров; при нормальной организации технологического процесса детали изготавливаются с рассеиванием существенно меньшим, чем величина допусков на размеры, чтобы вероятность появления детали с размерами, выходящими за поле допуска, была меньше допустимой.

Но, хоть детали и разные, при достаточно малом рассеивании условия сборки не нарушаются, т.е. она останется взаимозаменяемой. Трудоемкость такой сборки минимальна, однако, детали приходится изготавливать очень точными, а, следовательно, и дорогими. Форма внешних кузовных элементов, в большинстве случаев, сложная, не описывается прямыми или телами вращения. Для описания их приходится использовать более сложные поверхности. Вместе со сложностью поверхности растет количество параметров, которые их определяют, а это усложняет согласование форм и размеров контактируемых деталей. Часто становятся необходимыми специальные приспособления для воссоздания формы деталей. Такие приспособления оказываются по стоимости равны стоимости сотен деталей, изготовленных менее дорогими и менее точными способами, но позволяющими доработкой деталей согласовать их размеры так, что готовый сборочный узел получает необходимую точность.

Таким образом, переход к менее точному изготовлению деталей изменяет условия сборки. Размеры деталей оказываются уже недостаточно точными, чтобы путем только их установки получить сборочную единицу. Детали приходится дорабатывать, удаляя часть материала с их поверхности, изменяя форму. Такие доработки возможны только после примерки деталей по месту сборки, поэтому время и трудоемкость сборки увеличивается. Но в то самое время стоимость изготовления деталей уменьшается.

Разумеется, есть и обратная ситуация, когда деталь изготовлена очень неточно, и ее установка становится слишком дорогой. Но те, кто изготавливает детали, знают, с какой точностью их изготовить для того, чтобы потом самим же установить, и чтобы стоимость всего процесса была минимальной.