В России, по мнению классика, две беды, но скоро, как считают в «Росатоме», одной из них станет меньше
Поможет в этом «Кондор» - уникальная установка, созданная в одном из институтов госкорпорации, позволяющая на ходу проверять качество дорожного покрытия.
Ударим автопробегом
10 июня во Владивостоке стартовал уникальный автопробег, «Корпорация знаний» вывела на дороги страны свой инновационный прибор - своеобразный полиграф, способный на ходу определить, как сильно смухлевал подрядчик при строительстве дороги. Есть ли в ней пустоты и другие дефекты, выдержана ли нормативная плотность и тому подобное. Автопробег пройдет через 61 город России и финиширует 9 августа в Симферополе.
Я стою на 13-м километре федеральной трассы «Амур». Потрепанное шоссе, по которому со свистом проносятся автомобили. Именно этот участок выбран для испытания инновационной установки «Росатома» в Хабаровске. «Кондор» - так она называется. Первая установка, а точнее, ее опытный образец, была создана в 2013 году специалистами ОАО «НИИТФА». Основная задача прибора - динамический контроль качества дорожного покрытия. Контроль в режиме реального времени. Первый выход в свет «Кондора» состоялся на строящейся трассе Москва - Санкт-Петербург. Отзывы самые положительные.
Вместе с Андреем Мельником, начальником дорожной лаборатории Хабаровскуправтодора, стоим у обочины, ждем чудо-прибор, который своим ходом добирается до нас из Приморья. Несмотря на выходной субботний день и чемпионат мира по футболу, специалист лично пожелал увидеть, как работает «Кондор».
- Сейчас, для того чтобы проверить качество дорожного покрытия, мы вынуждены брать пробы, так называемые керны, - рассказывает Андрей Мельник. - Уже по ним определяется плотность асфальтобетона. Это значит, что на определенном расстоянии, ну где-то через каждый километр, мы делаем в дороге вырубки. Потом приходится эти ямки заделывать, что на качестве дорожного покрытия сказывается не самым лучшим образом. А «Кондор», если, конечно, верить разработчикам, позволяет мониторить плотность полотна без дополнительных воздействий на дорогу и при этом в реальном времени.
- А чем эта плотность так важна? - не отстаю от дорожника. - Зачем ее постоянно измерять?
- Это один из важнейших показателей дороги, - улыбается начальник лаборатории. - На основе этих данных можно понять, правильно ли уложен асфальтобетон, как долго еще прослужит покрытие, не пора ли его ремонтировать. Это напрямую связано с безопасностью движения.
Флюорография дороги
Недалеко от нас останавливаются три джипа. В одном, с надписями «Росатом», установлен тот самый «Кондор», два других автомобиля набиты специалистами, которые, воспользовавшись остановкой, высыпали на дорогу и буквально облепили инновационную установку. Пока техники собирают прибор, закрепляя на специальной выносной раме георадар, дорожники осматривают, ощупывают и едва ли не обнюхивают прибор.
- А это что у вас? - интересуется пожилой господин в хорошем костюме, приподнимаясь на носочки и заглядывая через открытую форточку в багажное отделение джипа.
- Рентгеновский генератор, - отвечает ученый, стягивая с руки перчатку и отирая от моросящего дождя лоб.
Даже мой водитель заинтересовался и, бочком подобравшись к прибору, уважительно поглядывает на загадочный «черный ящик» плотномера.
- Не опасно? - интересуется он, на всякий случай спрятавшись за меня. - Сильно фонит?
- Да не беспокойтесь, - усмехается ученый. - Генератор в защитном свинцовом кожухе. Отрицательного воздействия на окружающих нет никакого. Ну разве только лечь под машину. А в самом автомобиле радиационный фон такой же, как у окружающей среды.
Наконец подготовительные работы завершены, и машина, включив аварийные огни, осторожно трогается. Скорость аховая - около пяти километров в час. Мимо, сигналя и недоуменно оглядываясь, проносятся водители, которые не понимают, почему три мощных джипа едва плетутся по скоростному участку федеральной трассы.
- А что, больше никак? - неспешно шагая рядом с «Кондором», интересуюсь у спецов.
- Почему же? - отвлекаясь от ноутбука, на котором рисуется карта дорожного покрытия, напоминающая слоеный пирог, отвечает Эмиль Нагаев, научный сотрудник госкорпорации «Росатом». - Во-первых, это же демонстрация, чтобы вы могли посмотреть, как работает прибор, а во-вторых, мы немного ограничены вычислительной мощностью компьютера, который обрабатывает информацию. Вообще же по шоссе можно двигаться с крейсерской скоростью в 60 километров в час, без проблем проводя сканирование.
Дайте две
Километровая прогулка закончена, джипы выворачивают на обочину, машину «Росатома» сразу же обступают заинтересованные дорожники - если раньше их интересовал сам прибор, то теперь все внимание показаниям. Участок дороги выбран не случайно, его недавно проверяли «ямочным» методом. Представителям Хабаровскуправтодора интересно сравнить показания.
- Эмиль, расскажите об установке. - Открываю дверцу машины. На заднем сиденье с ноутбуком на коленях сидит сосредоточенный Эмиль Нагаев. - Это первый такой агрегат у «Росатома»?
- Подождите секундочку, - тут же оттирает меня локтем от собеседника начальник дорожной лаборатории. Глаза у него горят, вид встопорщенный. - Это на экране карта дорожного покрытия? А какая глубина сканирования?
- Три с половиной сантиметра, - оглядываясь на меня, отвечает Эмиль. - У нас сейчас есть две установки: одна смонтирована в автомобиле, ее сейчас вы видите, вторая на специальном прицепе. На прицепе глубина сканирования до пяти сантиметров. Можно и больше.
- Ага, - удовлетворенно урчит специалист. - Мы проезжали по участку, где под дорогой труба проходит, можно посмотреть на результаты? А сфотографировать?
Пока профессионалы сравнивают результаты, можно недолго поговорить.
- Прибор позволяет замерять плотность и коэффициент уплотнения верхнего слоя дороги, - продолжает научный сотрудник «Корпорации знаний». - Можно также измерить толщину слоев. На настоящий момент все эти данные дорожники получают методом отбора проб. Долго, неудобно, трудоемко. К тому же кому понравятся ямы, пусть и небольшие, на шоссе? Всего этого позволяет избежать наш «Кондор». Буквально в режиме онлайн, не разрушая покрытия, вести все необходимые замеры. В аппарате есть датчики GPS, так что всегда можно посмотреть, на каком участке асфальт поврежден, и заменить его.
- А как он работает? - задаю следующий вопрос. - Только попроще, если можно. Это такая, если не ошибаюсь, флюорография дороги?
- Не совсем так, - морщит лоб Эмиль. - Тут рентгеновское излучение не пробивает насквозь дорожное полотно, а отражается от него. Все достаточно просто и безопасно.
- А сколько стоит? - отводит Эмиля под локоток еще один сотрудник «Автодора». - Дорогая, наверное?
- Около семи миллионов, - отвечает тот. - И это вместе с автомобилем, на котором она смонтирована. Приемлемо?
- Приемлемо, - потирает руки дорожник. - Надо будет, конечно, посчитать, посмотреть, как она себя в дальнейшем покажет, но пока первые впечатления положительные.
Детектор лжи
Возвращаемся в Хабаровск. Если раньше мой водитель ворчал, объезжая дорожные выбоины, тот теперь только радостно улыбается.
- Ну вот теперь все эти асфальтохалтурщики допрыгаются, - отвечает он на мой вопросительный взгляд в зеркале заднего вида. - Это ж какая замечательная машинка. Прямо детектор лжи. Едет и сразу докладывает, где плохо сработали, где нормально. Где украли асфальта, где недоложили. Тут всем ворам сразу хана. Только бы не зарубили такое полезное начинание.
- Не зарубят, - отвечаю я.
- Точно? - недоверчиво переспрашивает он и, дождавшись ответного кивка, успокоено продолжает: - Ну, значит, заживем. Вот я был в Китае, там асфальт положили, он 10 лет лежит. Гарантия у них такая - десятилетие. А у нас что ни год, то ремонт. А с этим атомным кандибобером, глядишь, тоже по нормальным дорогам ездить будем. Че, мы хуже китайцев?
Новинки
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат