В Москве массово сносят гаражи, построенные еще во времена СССР. Безусловно, польза от этого начинания есть: с лица столицы исчезли разнокалиберные, иногда слепленные из подручных материалов и стоящие в самых неожиданных местах старые боксы. Но методы сноса зачастую трудно назвать иначе, чем беспределом.
В «МК» идет поток обращений из разных районов от возмущенных и доведенных до отчаяния людей, чье имущество без предупреждений превратили в хлам.
Гаражно-сервисное хозяйство с тысячами боксов всех мастей между тремя проспектами — Мичуринским, Ломоносовским и Вернадского — в народе прозвали «московским Шанхаем». Положа руку на сердце, в последние годы комплекс напоминал по атмосфере Черкизон. Хотя сотрудники нашей редакции тоже, бывало, бюджетно ремонтировали свои авто в местных мастерских.
— Летом 2015 года прошли публичные слушания, согласно которым на этой земле решили построить огромный научный кластер МГУ и жилые дома, — рассказывает «МК» представитель инициативной группы гаражников Вадим Коровин. — Гаражный комплекс подлежал сносу, но представители застройщика пообещали владельцам компенсации: за некапитальные гаражи — 100 тысяч рублей, а за капитальные предусматривалось предоставление или продажа альтернативного машино-места в будущих новых паркингах, или же компенсация 200 тысяч рублей. В свою очередь, хозяева должны были предоставить документы, подтверждающие их права на гаражные объекты: акты властей о предоставлении участка под строительство, справки о членстве в гаражно-строительном кооперативе, судебные решения о признании прав на гараж и т.д. Людям раздавали информационные брошюры. Кроме того, условия выплаты компенсаций были вывешены на сайте управы района Раменки и напечатаны в официальной газете префектуры Западного административного округа.
Часть владельцев на самом деле успела получить компенсации от фирмы-подрядчика. Но до всех деньги не дошли, зато имущества эти люди лишались варварским образом. «Уже около 50 человек подали заявления в полицию, готовятся гражданские иски: у одних гаражи разрушили вместе с находящимся внутри автомобилем, у других нанятые гастарбайтеры выламывали гаражные двери и свозили машины на площадку, где их разграбили мародеры, у третьих имущество сгорело», — рассказывают автовладельцы.
— Сначала владельцы не протестовали против ликвидации, — говорит Коровин. — Но вместо заявленного цивилизованного сноса столкнулись с произволом, который исполнители чуть что оправдывали самостроем. Конечно, раз у нас в стране пришлось вводить даже дачную амнистию, нетрудно представить, какой хаос царил в оформлении документов на гаражи. Но вы верите, что шесть с половиной тысяч боксов появились и стояли десятки лет при яростном сопротивлении властей?!
В подтверждение Коровин демонстрирует решение Исполкома совета народных депутатов Гагаринского района Москвы от 20 марта 1991 года, которое легализует закрепление земельного участка во временное пользование с самовольно возведенными металлическими гаражами. Как говорится в документе, решение принято в ответ на просьбу организаций, которые строили гаражи: КГБ, МИД, Главкосмос СССР, ЦНИИ по градостроительству при Госстрое СССР и т.д., и т.п., включая жителей близлежащих районов.
К проблеме гаражников уже согласились подключиться депутаты Госдумы. Тем временем местные власти, по словам Коровина, отсылают недовольных к застройщику, а застройщик на запросы не отвечает.
«Давай, давай. Сноси. Мне за это премию дадут. 8000 за каждый», — именно такими словами, по уверению свидетелей, сопровождал снос гаража московского пенсионера заместитель отдела ЖКХ управы района Вешняки Александр Катаев. Было это по адресу: Реутовская ул., стр. 2.
— Нам просто позвонил сосед по гаражу и сказал: «Ваша машина на улице, и ее грабят», — рассказывает 77-летний инвалид, полковник МВД в отставке, прослуживший в органах правопорядка более 40 лет, начинавший свою службу еще с борьбы с китайскими контрабандистами на границе Амурской области Роман Ануфриевич Воробьев. Когда владелец гаража появился на месте преступления, то обнаружил, что от его гаража осталась только куча мусора. Исчезли новенькие электроинструменты — дрель, шуруповерт, электропила, комплект раритетных деталей от «ГАЗ-69», подготовленные для продажи коллекционерам. Сам же «Москвич», верный «железный конь», заработанный ветераном за 10 лет работы в тяжелейших условиях на строительстве БАМа, с вырванной панелью управления, разбитым лобовым стеклом и измятым капотом стоял на руинах гаража.
— Никакого предупреждения не было. Очевидцы рассказывают, что говорили Катаеву: «Подождите, у нас есть телефон владельца, он сейчас выведет машину, все уберет», — вспоминает Роман Ануфриевич. — Но нет. Господин Катаев очень торопился в отпуск... А ведь я ходил когда-то к нему, спрашивал, какие документы нужно оформить на гараж. Тогда он ответил, что все в порядке, ничего сносить не будут. И вот в апреле 2015-го все и случилось. Ну если ты власть и работаешь для народа, ты пригласи, скажи, что нужно оформить, как это сделать. Мы что, отказались бы?
Документы на гараж у Романа Ануфриевича были. Но старые, советские. В 1983 году по ходатайству академии МВД, где преподавал владелец гаража, и по распоряжению начальника УВД тогда еще района Перово ему выделили место на бывшей помойке. Здесь Роман Ануфриевич вместе со своими друзьями, еще тремя полковникам МВД, такими же преподавателями академии, несколько дней выгребали из траншей застоявшиеся фекалии и собственноручно ставили гараж для новенького москвичонка.
Владелец гаража вызвал полицию. Дело завели, но как только всплыли истинные виновники происшествия, следствие встало. Долго рассказывать, как и под какими предлогами разные представители власти отказывались помочь ветерану и пенсионеру, как затягивали разбирательство. В конце концов управа предоставила Роману Ануфриевичу акт об утилизации его добра и на том сочла инцидент исчерпанным. А между тем ущерб, даже не считая поврежденной машины, восстановить которую пенсионеру не под силу, нанесен в размере более 700 тыс. рублей. И возмещать его никто не намерен.
Другой пенсионер и ветеран — Владимир Львович Авруцкий — тоже не раз ходил в управу своего Хорошевского района с вопросом «как оформить гараж?», приобретенный им в 1993 году, а построенный еще раньше. Его в управе тоже сначала успокоили, заявив, что и так все в порядке. Но однажды, придя навестить свою собственность по адресу: ул. Острякова, д. 6/8, на месте гаража обнаружил заутюженную бульдозером землю.
— Нет. Вещи-то мне выдали обратно. Только как-то избирательно. Всякий хлам отдали, а все ценное пропало.
И снова та же история. Никаких предупреждений. Страшно занятые власти отмахивались от пенсионера, а когда он подал в суд, сотрудники управы сначала требовали забрать заявление, а потом нашли способ так договориться с судьей, что тот просто закрыл дело.
— Почему так с нами поступают??! — спрашивает Владимир Львович. — Ведь если нужно привести в порядок город, можно все сделать по-человечески. Собрать людей, все объяснить, дать возможность забрать вещи. Бог бы с ним, с гаражом.
Еще один пострадавший, Алексей Васильевич Рязанов, лишился своего имущества в 2013 году. Гараж без предупреждения снесли, вещи забрали, а машину инвалида-опорника, «Запорожец» с ручным управлением, выкинули на газон, откуда ее и угнали. Нашли через сутки с проколотыми шинами, выдранным замком зажигания и разбитыми стеклами. 76-летний изобретатель, специалист по подготовке космонавтов и преподаватель военной академии остался без транспорта. Инициатор зачистки — управа района Тропарево-Никулино. Находился так мешавший властям гараж с единственным средством передвижения инвалида по адресу: ул. 26 Бакинских Комиссаров, д. 3, корп. 3, и стоял там с 1982 года в соответствии с решением прежних властей города.
Лес рубят, щепки летят? Похоже, наши герои-пенсионеры попали под безжалостные колеса благих намерений. Хотя следует заметить, что ни в одном из трех случаев на месте снесенных гаражей ничего полезного для города построено не было, даже плоскостных парковок...
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:
— Незаконно возведенным гаражом можно признать бокс, построенный без соответствующих разрешений с нарушением градостроительного законодательства и на не предназначенном для таких целей участке, — рассказал «МК» юрист Евгений Антонов. — Для демонтажа и перемещения незаконно размещенных гаражей в специально отведенные места требуется решение Окружной комиссии по выявлению и перемещению таких объектов на основании актов обследования территорий.
О предстоящем демонтаже объектов управы и префектуры обязаны информировать заинтересованных лиц в сети Интернет, на информационных досках и непосредственно на самих объектах, указывая место и срок хранения перемещенных вещей.
Часто снос законно построенных гаражей связан с истечением срока действия договора аренды земельного участка, на котором они расположены, и нежеланием города сдавать его в аренду кооперативу на новый срок либо в связи с расторжением договора аренды.
Что касается гаражей, возведенных до 1 января 1995 года, то к ним не может быть применено понятие «самовольная постройка», так как соответствующая статья 222 Гражданского кодекса России распространяет свое действие только на объекты, возводимые после указанной даты.
Так, если гаражи возведены и начали эксплуатироваться в советский период на основании надлежащих решений исполкомов либо администраций учреждений для своих работников на земельных участках, переданных в пользование таким гражданам, их гаражным или потребительским кооперативам, то такие гаражи являются собственностью их обладателей, а пользование земельным участком — законно.
При этом возможные ссылки на отсутствие зарегистрированных прав на гаражи у таких граждан незаконны, так как их права собственности возникли еще до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признаются юридически действительными даже при отсутствии их регистрации, которая проводится лишь по желанию собственника.
Граждане, законно имеющие гаражные боксы на праве собственности, могут их лишиться только в случае принятия решения об изъятии участков для государственных нужд путем выкупа.
МЕЖДУ ТЕМ
В Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы «МК» уточнили, что за порядок демонтажа в округах отвечают префектуры в рамках Постановления правительства Москвы №614 (об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства). Префектура курирует и выплату компенсаций. Если москвичи считают, что их права нарушены, решать споры придется в судебном порядке. В свою очередь префектура Западного округа, где «МК» пытался прояснить ситуацию по ликвидации гаражей, заняла глухую оборону. В течение нескольких недель ответ нам так и не дали.
Елена Николаева, Ольга Бежская
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Авто
- →
- Закон, ГИБДД
- →
- В Москве без предупреждения сносят частные гаражи
Закон, ГИБДД
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат