Весна — время, когда на дорогах после зимней «спячки» начинают появляться мотоциклы. Их владельцы — такие же полноправные участники дорожного движения, как автомобилисты. Однако, сегодня в законодательстве существует немало нюансов, которые, как считают байкеры, ущемляют их права. Как намерены исправлять ситуацию мотоциклисты? И каких законодательных инициатив от них стоит ожидать этой весной? Об этом «МК» побеседовал с лидером движения «МотоМосква» Андреем ИВАНОВЫМ.

- Этой весной мы намерены выступить с целым пакетом различных предложений, - говорит Андрей Иванов, - и первое из них связано с транспортным налогом для мотоциклистов. Сегодня владельцы легковых машин мощностью до 100 лошадиных сил (л.с.) платят по 12 рублей за каждую силу, грузовиков — по 15 рублей. Что касается мотоциклистов, то они вынуждены за каждую лошадиную силу при мощности свыше 35 л.с. отдавать по 50 рублей. Средняя мощность мотоциклов равна минимальной у легковушек или грузовиков — 99-100 лошадиных сил. Только транспортный налог для владельцев последних в год составляет 1200-1500 рублей, а для байкеров — все 5 тысяч рублей. Поэтому иногда моциклисты просто не ставят на учет своих «железных коней», чтобы экономить деньги.

- С чем связана такая большая разница в транспортном налоге?

- Это загадка — особенно если учесть сразу несколько факторов. Во-первых, мотоциклы из-за своих небольших габаритов и веса разгружают дороги и не изнашивают их так сильно, как автомобили. Во-вторых, они перемещаются по дорогам только в теплое время года — из-за чего, кстати, наносят гораздо меньший ущерб окружающей среде по сравнению с другими видами транспорта. По логике вещей, транспортный налог для них должен быть ниже, чем для автомобилей — но почему-то сегодня все строго наоборот. Мы намерены исправить эту ситуацию, и обратиться к депутатам Мосгордумы и Мособлдумы с предложением изменить ставки транспортного налога для мотоциклистов. Для их «железных коней» мощностью до 20 л.с. (в основном это мопеды и мотороллеры) ставку мы предлагаем не менять, и оставить на уровне в 7 рублей с одной лошадиной силы, а для байков мощностью до 100 л.с. установить ее в 15 рублей. Что касается мотоциклов мощнее 100 «лошадей», то, по нашему мнению, ставка для них должна быть 25 рублей с одной единицы мощности. Таким образом, с налоговой точки зрения мотоциклистов просто уравняют с автомобилистами — и это справедливо.

- Мотоциклы традиционно ассоциируются со скоростью. Намерены ли вы добиваться каких-либо изменений в плане скоростного режима для байкеров?

- У нас готовится одна важная инициатива: дело в том, что еще с советских времен для мотоциклов установлено ограничение максимальной скорости в 90 км/ч. При этом у автомобилистов она выше — к примеру, на МКАД они могут ехать со скоростью в 100 км/ч. Максимальная скорость у мотоциклов в СССР была ограничена из-за их несовершенного устройства — слабых тормозов, колясок и т.д. Однако, современные мотоциклы порой совершеннее автомобилей — и ограничивать их скорость просто не логично. Кроме того, выбиваться в плане скорости из транспортного потока опасно. Мы намерены добиться отмены ограничения в 90 км/ч для мотоциклистов и приравнивания их в скоростном плане к другим транспортным средствам. Мы уже обсуждали этот вопрос с представителями ГИБДД, и вскоре намерены рассмотреть его и с другими ведомствами.

- Важный вопрос для мотоциклистов — это экипировка, в том числе шлемы. Но стоят они, мягко говоря, немало...

- В свое время похожая ситуация была с детскими автокреслами: в России их не делали — только везли из-за рубежа. Однако, из-за ввозных пошлин их стоимость была велика — и они были просто не всем по карману. В итоге детей возили в машинах без них; к чему это приводило при ДТП — догадаться нетрудно. Но потом ввозные пошлины на детские автокресла отменили — и ситуация сразу улучшилась. Со шлемами дело обстоит похожим образом: из-за ввозных пошлин их стоимость возрастает на 40%, а в России шлемы не делают. Но далеко не все, отдав за мотоцикл 50 тысяч рублей, готовы еще 15 тысяч отдать за шлем. Изменить эту ситуацию можно легко: нужно просто отменить ввозные пошлины на шлемы, пока их производство не наладят в России. Мы намерены обратиться с соответствующим предложением в Госдуму — надеюсь, нас там поддержат. При этом хочу отметить: мы ни в коем случае не выступаем против ношения шлемов мотоциклистами — это элемент безопасности, и он должен быть у каждого байкера в обязательном порядке. Но цены на него должны быть разумными — и мы будем этого добиваться.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Владимир ФЕДОРОВ, сенатор Совета Федерации РФ, экс-руководитель ГИБДД России: «Инициативы со снижением для мотоциклистов транспортного налога и освобождения их шлемов от ввозных пошлин кажутся мне вполне разумными. Что касается отмены ограничения скорости, то, может быть, здесь стоит ввести некий ценз по опыту. К примеру, для начинающих мотоциклистов ограничение в 90 км/ч оставить — а для опытных байкеров убрать. Ведь если человек управляет мотоциклом не первый год, и хорошо знает, как это делать — так почему бы не разрешить ему двигаться наравне с другими транспортными средствами? Думаю, это было бы логично».

Алексей Стейнерт