Глава МВД Украины Арсен Аваков расформировал ГАИ Николаевской области. Таким способом министр решил побороть коррупцию на дорогах региона. Поводом для жестких мер стала видеозапись, на которой сотрудники одного из постов ДПС за два часа взяли с водителей десятки взяток. До создания в области новой патрульной полиции, которую планируется со временем внедрить по всей стране, функции ГАИ в регионе будут выполнять спецподразделения МВД Украины.

На Украине разгорелся очередной скандал в силовых структурах. В среду глава МВД страны Арсен Аваков совершил внеплановый визит в Николаев, где объявил о ликвидации управления ГАИ региона. Поводом для столь жестких мер стала скандальная видеозапись, опубликованная местным борцом с коррупцией Дмитрием Кравчуком. Продежурив длительное время у поста ДПС в районе курортного поселка Коблево, он стал свидетелем многочисленных эпизодов взяточничества местных гаишников.

По данным активиста, с 2 ночи до 8 утра 29 июня мимо поста проехало 80 грузовых машин, из которых только 4 не были остановлены сотрудниками ДПС. Кравчук утверждает, что все остановленные водители «платили за проезд».

Уже утром, устроившись в засаде, он зафиксировал на видеокамеру, как водители грузовиков передают деньги сотрудникам ГАИ. Примечательно, что делают они это фактически еще до того, как инспектор объяснил причину остановки – шоферы просто клали купюры в водительские права или сопроводительные документы и передавали для ознакомления людям в форме.

Уже после того, как Кравчук подошел к сотрудникам ГАИ, чтобы переговорить с ними, он сам направился вместе с инспектором к одному из водителей и первым взял у него водительское удостоверение – в нем уже лежали приготовленные для передачи 50 гривен.

За что именно он хотел дать денег, обескураженный водитель грузовика пояснить толком не смог. Кравчук утверждает, что в общей сложности за два часа смог зафиксировать свыше 20 эпизодов получения взятки.

На опубликованную видеозапись, быстро привлекшую внимание СМИ, сразу же обратили внимание в МВД. Сначала там уволили двух сотрудников, собиравших деньги с водителей, а уже в среду в Николаев прилетел сам Аваков, захватив с собой личный состав специального подразделения «Миротворец».

«Больше 300 сотрудников этого подразделения (ГАИ Николаевской области. — «Газета.Ru») выведены за штат. Они пройдут процесс переаттестации, после чего в случае отсутствия замечаний смогут продолжить службу в милиции», — прокомментировал министр решение уволить весь состав областного ГАИ. Свое решение он мотивировал и тем, что назначенное в мае этого года новое руководство областной милиции не смогло побороть коррупцию.

Именно «Миротворцу», а также спецподразделению «Николаев», спецподразделению ГАИ «Кобра» предстоит обеспечивать порядок на дорогах до того, как в области будет сформирована новая патрульная служба.

Напомним, что в ходе запланированной на Украине масштабной реформы системы МВД в стране в ближайшее время должны быть упразднены привычные подразделения ГАИ и Патрульно-постовой службы (ППС).

Особенностью новой полицейской структуры будет ставка на людей, ранее не работавших в правоохранительных органах. По мнению руководства страны, это позволит побороть коррупцию, укоренившуюся в нынешнем МВД.

Изначально планировалось, что пилотный запуск новой полиции пройдет в четырех городах – Одессе, Киеве, Харькове и Львове. Причем в Киеве новая патрульная служба заработает уже 4 июля. Ранее было объявлено, что зарплата сотрудников будет составлять около 8 тыс. гривен. По данным руководства МВД, из двух тысяч сотрудников, которые были набраны в киевскую патрульную службу, лишь 30 ранее работали в ГАИ. После скандала в Коблево, Николаевская область стала пятым регионом, где запланировано реформирование правоохранительных органов.

«Утром уволил весь состав ГАИ Николаевской области. Надоело терпеть не принимающие изменений бесстыжие глаза.

В обед официально представили новую форму патрульного полицейского. Вот эти ребята придут на смену изжившему себя ГАИ. И дело не в форме, конечно! Новая патрульная полиция — вместо карать и крышевать — служить и защищать!» — написал в своем фейсбуке в среду Аваков.

На Украине уже не первый раз борются с коррупцией в рядах ГАИ столь радикальными методами. В 2005 году по решению президента Виктора Ющенко инспекция из-за повального взяточничества и вовсе была полностью расформирована. Однако через два года в МВД передумали, и из-за роста аварийности ДПС была восстановлена.

Новая попытка реформы МВД на Украине во многом опирается на грузинский опыт – проведенная в этой стране в 2000-х реформа правоохранительных органов имела грандиозный успех.

В полном составе уволив старые кадры и набрав новых сотрудников, грузины смогли практически полностью искоренить коррупцию, в том числе и в рядах ДПС, — эффективность преобразований и кардинальное улучшение ситуации признавали даже критики президента Михаила Саакашвили.

В России проведенная несколько лет назад реформа МВД всерьез не повлияла на ситуацию со взяточничеством на дорогах — время от времени в разных уголках страны становится известно о громких коррупционных скандалах, в которые зачастую оказываются втянуты десятки сотрудников, в том числе руководители ГИБДД региона.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что расформирование областной Госавтоинспекции на Украине — это, скорее всего, лишь имитация реальной борьбы с коррупцией. «После скандала с закупкой некачественной формы (в конце июня СБУ объявила, что нацгвардии Украины поставили некачественную форму на 42 млн гривен. — «Газета.Ru») Авакову нужно как-то реабилитироваться, — рассказал «Газете.Ru» Кабанов о возможных мотивах решения министра. —

Это просто пиар. Реально же ничего не изменится».

Собеседник отметил, что грузинский сценарий борьбы с коррупцией в рядах дорожной полиции на Украине осуществить не удастся. «На Украине коррупция существует во всех без исключения регионах. И если даже руководителей обвиняют в коррупции, то как рядовые гаишники будут не брать взятки? — поясняет Кабанов. — То есть систему, по сути, они менять не собираются».

Что касается аналогичных проблем в России, то, по мнению Кабанова, ситуация постепенно улучшается. «С тех пор как на дорогах появилось большое количество камер, коррупции стало значительно меньше, — говорит он. — Да, сотрудники ГИБДД по-прежнему вступают в непосредственный контакт с водителями, но в основном на постах, где факт остановки также фиксируется камерами. Поэтому тех же пьяных водителей стали отпускать значительно меньше. Инспекторы стали бояться того, что могут быть уволены, а то и оказаться за решеткой».

«Уволить всех гаишников и нанять обычных граждан — не выход,

— поделился с «Газетой.Ru» своим мнением один из бывших руководителей ГИБДД Тюмени полковник в отставке Сергей Скоробогатов. — Людей в погонах хоть как-то контролирующие органы сдерживают».

Собеседник признал, что и те меры, которые применяются для борьбы с коррупцией в ГИБДД в России, также не работают. «Законодательство ужесточается, но взятки от этого только растут. Кроме того, есть и другие проблемы, связанные с законами. В частности, одна и та же норма может трактоваться по-разному — полицейские этим злоупотребляют».

По мнению Скоробогатова, исправить ситуацию может существенное повышение зарплат полицейских.

«Инспектор что, не человек? Почему у него не должно быть возможности накопить, например, на автомобиль BMW или достойную жилплощадь, — считает он. — Когда такая возможность будет, ему уже будет что терять, и, выходя с оружием и жезлом на дорогу, он не станет злоупотреблять своим положением».