Прижимать машину вакуумом к асфальту для быстрой остановки придумали шведские изобретатели. Эксперименты показали, что присоска сокращает тормозной путь на 40%.

Как обеспечить максимально быструю остановку несущегося автомобиля перед внезапно появившимся препятствием, да так, чтобы автомобиль не потерял устойчивости на дороге? Революционное решение этой проблемы предложила шведская компания Autoliv, занимающаяся разработкой, производством и продажей систем автомобильной безопасности.

Последние десятилетия в попытках уменьшить тормозной путь автомобилей мировая автоиндустрия идет по одному пути — максимально эффективно использовать силу трения, возникающую в колесах. Как и сто лет назад, эта сила и сегодня заставляет автомобиль набирать скорость и тормозить. Современные антиблокировочные системы при помощи электроники и гидравлики не дают отдельному колесу скользить, оказавшись на поверхности с меньшим коэффициентом сцепления.

Это позволяет не столько уменьшить тормозной путь автомобиля, сколько сохранить его сцепление с дорогой, а значит — управляемость, что в случае аварийной ситуации может оказаться важнее.



При этом сам тормозной путь автомобиля по-прежнему определяется двумя величинами — скоростью машины и коэффициентом сцепления шин с поверхностью. И уменьшить его, используя лишь трение в шинах и не прибегая к таким экзотическим средствам, как тормозной парашют или пороховые ускорители, — нереально.

Остается одно, решили в компании Autoliv, и стали думать, как в экстренной ситуации заставить машину сильнее прижаться к дороге и затормозить. Решение оказалось изящным, по мнению инженеров, их система автономного экстренного торможения (AEB) способна произвести революцию в обеспечении дорожной безопасности. Идея проста: если для быстрого торможения легкового автомобиля не хватает пятен контакта четырех его шин с дорогой, почему бы просто не присосаться к ней?

Для этого они разработали специальную пластину, названную тормозом Торричелли, которая опускается под багажником автомобиля и с помощью вакуумного шланга присасывается к асфальту.

Эксперименты, в которых принимали участие машины с обычными тормозами и такие же, но с новой разработкой, показали, что на скорости до 70 километров в час присоска сокращает тормозной путь на 40%. Технологию, разработанную на исследовательском заводе в городе Воргорда, назвали в честь итальянского физика XVII века Эванджелисты Торричелли, который развил теорию атмосферного давления и придумал ртутный термометр.

Практика показывает, что многие дорожные аварии происходят из-за позднего торможения или плохого контакта с дорогой. К позднему торможению может привести испуг или отвлеченность водителя, низкая видимость или неожиданно возникший пешеход.

Что касается технической стороны новинки, то вакуумная пластина соединена с автоматической системой торможения автомобиля, которая срабатывает при появлении препятствия впереди. Запатентованная шведами пластина площадью 0,3 квадратных метра опускается на дорогу всего за 0,1 секунды.

и мгновенно присасывается к поверхности с силой 15 тыс. ньютонов (что соответствует массе в 1,5 тонны) независимо от того, тормозят ли в этот момент колеса.

Эксперименты показали, что уменьшение тормозного пути на 40% не зависит от качества покрытия, будь то сухой или мокрый асфальт или же голый лед. При этом 70 км/ч — максимальная скорость, на которой разработка работает наиболее эффективно. Разработчики говорят, что новинка найдет лучшее применение в городских условиях, где чаще всего на пути машины могут появиться неосторожные мотоциклисты или дети.

Понятно, что тормоз-присоска эффективно работает только на качественном покрытии, поэтому в реалиях российских дорог скорого появления новинки ждать не приходится.

«Даже если на пути к полноценному внедрению тормозов Торричелли предстоит не один этап, это, несомненно, пример того, как инновации будущего могут произвести революцию в безопасности движения и сохранить больше жизней, особенно в городских условиях», — считает Ола Бострем, глава исследовательского направления фирмы. «Главная преграда на пути внедрения тормозов производителями — их слишком высокая эффективность. Чтобы дополнить существующие системы безопасности, такие элементы, как натяжители ремней, также должны быть усовершенствованы, поскольку тормоза Торричелли создают куда большее тормозное усилие», — добавила она.

В компании не говорят, когда в отрасли найдут применение инновационные тормоза, однако не скрывают, что ряд автопроизводителей уже проявили особый интерес к разработке.