Дмитрий Медведев призвал наказывать водителей за «агрессивное вождение» — поручение проработать соответствующие нормы премьер направил в Минюст и МВД. «Газета.Ru» выяснила подробности определения понятия «опасное вождение» у эксперта, который будет консультировать Белый дом по данному вопросу. Правозащитники считают, что на практике полицейские не смогут отслеживать агрессивное вождение, а оценка их будет субъективной.

По итогам совещания, посвященного дорожной безопасности, премьер-министр Дмитрий Медведев дал несколько поручений государственным ведомствам по улучшению дорожной обстановки.

Среди предложенных премьером мер особое значение имеет определение понятия «опасное» или «неосторожное вождение», а также выработка санкций за подобные нарушения — Медведев поручил заняться этимс МВД и Минюсту совместно с Госдумой.

О важности этого понятия для российского дорожного законодательства говорили эксперты из правительства и Высшей школы экономики. Их доклад «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации» указал на низкую эффективность и непродуманность целевой программы по улучшению безопасности на российских дорогах, концепция которой была утверждена правительством еще в октябре 2012 года. Объем финансирования этой программы составляет 100 млрд рублей.

В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова «Газете.Ru» рассказали, что понятие «агрессивного вождения» планируется прописать в ПДД (регулируется правительством) по аналогии с понятием «dangerous driving», которое действует в США и Великобритании.

Сейчас в правительстве собирают экспертную группу, чтобы выработать дефиницию. «Когда идет общий поток на дороге, а кто-то начинает необоснованно маневрировать, перестраиваться на высокой скорости, резко тормозить, то риску подвергаются сразу все участники движения. Проблема очевидна», - подчеркнул сотрудник секретариата. Изменения также планируется внести и в КоАП, которыми предусмотрят наказание для «агрессивных» водителей.

Правительство в своей работе по этому вопросу ориентируется на директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина и его группу, отметил в беседе с «Газетой.Ru» представитель секретариата Шувалова.

Сам Блинкин рассказал «Газете.Ru», что за основу лучше всего взять определение опасного вождения из английского законодательства. «Это понятие трактуется как умышленные действия, составляющие угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Когда человек едет по обычной городской улице со скоростью 200 километров в час, он не имеет намерений убить, но сами его действия являются абсолютно намеренными, это общепринятая международная трактовка», - пояснил Блинкин.

Эксперт признает, что введение подобных мер будет непростым шагом, но важность этого решения очень велика. «Никто не говорит, что это сделать легко, ни у экспертов, ни у начальников высокого ранга такого мнения нет, но сделать это абсолютно необходимо, поскольку в тех странах, где уровень безопасности движения в 10-15 раз лучше, чем у нас, это существует, причем опасное, оно же агрессивное, оно же субстандартное вождение — это абсолютно другая категория нежели небрежное или аккуратное вождение». Соответствующая праворприменительная практика налаживается очень сложно, признал Блинкин.

Кроме того, эксперт считает, что для работы этих норм важно равенство на дороге.

«Если нормы для одних – запрет, а для других – нет, то работать они не будут никогда. А у нас, по данным социального опроса, от 20% до 40% всех останавливаемых сотрудниками ДПС водителей оказываются «неприкасаемыми», — рассказал Блинкин.

Помимо прочего, ученый указал на отсутствие в России так называемой «позитивной коалиции» между благоразумными водителями и сотрудниками дорожной полиции – почти все негласно оказываются на стороне нарушителей, а не правопорядка. По мнению Блинкина, для работы новых норм нужно сначала ввести простейшие составы правонарушения, которые будут относиться к категории опасного вождения. «Дорожный полицейский не может быть судьей или арбитром. У него должен быть классификатор, который определяет, скажем, выезд на встречку, как опасное поведение».

Эксперт считает, что наказание за такие нарушения должно быть строгим, как напомнил Блинкин, во многих странах аналогичные преступления относятся к уголовным.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что на практике отслеживать такое нарушение, как «опасное вождение» и различать его от неосторожного вождения будет едва ли возможно. «Считать ли таковым частое перестроение? А насколько частое? Это больше трех раз в сутки? Или больше одного раза в час? Как это отслеживать? – заявил Травин. — Сотрудников ДПС на дорогах стало меньше – их заменяют камерами, а эти устройства не в состоянии следить за агрессивным передвижением не в состоянии. Нужно будет выводить на дороги личный состав и ставить их через каждые 100 метров, чтобы они отслеживали на протяжении пяти километров как ведет себя какой-нибудь наглец. Понятно, что это нереально».

«Я думаю, что не надо мудрствовать лукаво, а лучше просто научиться пользоваться уже существующими нормами. У нас есть нормы за превышение скорости – я считаю, что это относится к агрессивному вождению. Нарушение правил маневрирования? Они у нас уже есть. Эти нормы у нас применять не умеют. Может быть, лучше сначала научиться применять их, потому что они, в какой-то мере, в совокупности и определяют понятие «агрессивное вождение», — заключил эксперт.