Избавить город от сумасшедших «пробок» («Пробки» по часам ), оказывается, под силу всего лишь одной службе — Государственной инспекции безопасности дорожного движения. То есть ГИБДД. Эксперты утверждают: приучила бы она водителей соблюдать всего одно правило — и по городу проехать стало бы намного проще…

Нарисовал схему — и сам нарисуйся в ГАИ!

Тем более что правило простое, как полицейский свисток: если причастные к аварии водители выяснили, кто из них не прав, и не обнаружили пострадавших, они могут нарисовать схему происшествия и приехать на ближайший пост или подразделение ДПС. А там, «не отходя от кассы», тотчас же получить все документы о происшествии. Кто пользовался таким правом, предоставленным пунктом 2.6 Правил дорожного движения, тот знает: чертовски удобно!

В городе, где движение парализуют прежде всего именно мелкие аварии, такой порядок действий — спасение для всех. Ибо мелких — подавляющее большинство, а гаишников — хроническое меньшинство. Да и не особо торопятся служивые на место, если кровь не пролилась.

Вот и ставят водители рекорды по времени ожидания полицейских. Пока никем не побитый рекорд — двадцать два полуобморочных часа.

Но вот незадача: как показал опрос, только каждый двадцатый водитель знает о своем законном праве сэкономить кучу драгоценного времени — явиться в полицейский околоток и добровольно сдаться.

Так, может быть, мудрые сотрудники ГАИ способны наставить заблудших на истинный, то есть ведущий прямиком в их подразделение, путь?

Вот это мы и взялись проверить…

Незваный гость хуже…

Итак, 9 апреля, 14.30 по московскому времени.

В телефонной трубке хрипит голос дежурного 6-го спецбатальона ДПС на спецтрассе:

— Чем помочь?

— Я тут на парковке машину задел, — нервно сообщает наш дежурный по эксперименту. — Нам ожидать инспектора или мы можем к вам подъехать?

В трубке повисает немая пауза. Затем раздается взрыв:

— Как это?! Вы же уедете с места ДТП! А с места ДТП уезжать нельзя! Будет штраф… Вплоть до лишения!

— Но так ведь пострадавших нет, — сопротивляется условно причастный к ДТП.

— Нет! Это если ущерб до 25 или 20 тысяч — точно не помню, тогда можно… А так — нельзя. Вы должны оставаться на месте…

Деваться некуда: доброволец остается на месте с надеждой, что в другом подразделении повезет больше.

Дежурная часть другого подразделения — отдельного батальона ДПС УВД СВАО — отозвалась в 15.38. Ее сотрудник выслушивает нашу короткую историю про царапину и вежливо интересуется:

— Вам нужен инспектор?

— Да, но мы хотели к вам подъехать и все оформить прямо у вас.

Трубка ненадолго замирает. Потом с возмущением оживает:

— Кто ж так делает?! Нельзя оставлять место ДТП…

— Но второй участник признает свою вину и предлагает проехать к вам. Мы уже и схему нарисовали.

— Нет, — решительно отрезает полицейский. — Не покидайте место ДТП ни в коем случае!

Есть «не покидать»! Остается лишь стоять и звонить…

В 16.03 тревожим своим звонком дежурную часть 4-го спецбатальона ДПС на спецтрассе. Коротко излагаем просьбу:

— Нам нужно оформить ДТП. Повреждения незначительные… Мы бы к вам подъехали…

Инспектор задумывается. Переварить такую наглую самонадеянность звонящего ему удается с трудом. Сдерживая эмоции, он увещевает:

— К нам нельзя. И с места ДТП — тоже нельзя…

В тот день из множества подразделений столичной ГИБДД, которых мы упрашивали дать нам возможность поступить в строгом соответствии с законом, наши благородные намерения не оценили ни в одном (ГИБДД не устает превышать полномочия )…

От ДТП к ДПС — как от любви до ненависти…

Ладно — сотрудники ГАИ просто пребывали бы в заблуждении: мол, правила не читали, такой нормы не знаем…

Невелика беда! Мы приедем — носом в правила всякого служивого ткнем.

Вот большая беда: даже тот водитель, который хорошо осведомлен о своем праве оформить документы о происшествии непосредственно в подразделении, просто побоится нанести визит полицейским. Ибо они твердо убеждены: добровольная явка к ним с «повинной» всех участников ДТП есть оставление места происшествия, чреватое лишением права управления или арестом на срок до 15 суток!

И за такое «бегство» запросто состряпают целое дело!

И поди докажи им, что оставление места ДТП — это не тот случай, когда водители явились в ГАИ и заявили об аварии, а совсем наоборот — когда они молча, трусливо, по-предательски, дабы избежать ответственности, смылись в неизвестном направлении…

Эх, жаль, что полицейское упрямство, похожее на упрямство трехлетнего малыша, отказывающегося писать только в горшок, мешает внедрить сей нехитрый и абсолютно законный механизм оформления происшествий.

А с его помощью — не только облегчить работу самим себе, но и дать каждому попавшему в аварию возможность сэкономить собственное время.

Да и прочих — к ДТП не причастных — не томить в апокалиптических заторах…

P.S. При проведении эксперимента были предприняты все необходимые и достаточные меры для предупреждения ложного вызова: всем сотрудникам дежурных частей было своевременно заявлено об отсутствии необходимости направлять к месту происшествия экипаж ДПС.