С 1 сентября 2012 года в России ввели утилизационный сбор с ввозимых в страну автомобилей – новых и подержанных. Днем ранее были опубликованы коэффициенты, по которым этот сбор будет рассчитываться. Kolesa.ru рассматривает проблему с разных сторон и выясняет, чем новый закон обернется для рядовых автолюбителей.

Итак, теперь физические и юридические лица, ввозящие автомобиль на территорию РФ, должны будут платить дополнительную сумму денег. Она была определена Минпромторгом РФ, рассчитывается по нетрудной таблице (она приведена ниже) и зависит от нескольких критериев: характеристик транспортного средства - его типа, массы, объема двигателя - а также того, кто ввозит технику – физическое лицо или юридическое. Отдельные расчеты существуют для легковых автомобилей, отдельные для автобусов, отдельные – для грузовиков. Базовая ставка сбора – 20 000 рублей. Чтобы рассчитать выплату в том или ином случае ее надо умножить на определенный коэффициент.

Для частных (физических) лиц выплаты, в общем, невелики. Они составляют 2 000 рублей для новых автомобилей и 3 000 – для автомобилей старше 3 лет – и не зависят от характеристик легкового автомобиля или внедорожника.

А вот юридическим лицам, и значит, всем производителям, платить придется заметно больше. Например, за новый автомобиль с объемом двигателя от 1.0 до 2.0 литров – 26 666 рублей (коэффициент 1.34), за машину с двигателем от 2.0 до 3.0 литров - 51 200 рублей (2.56)… Сбор за автомобиль с двигателем от 3.0 до 3.5 литров составит примерно 69 400 рублей (3.47). Наконец, для новых экземпляров с самыми объемными двигателями - более 3.5 литров - утилизационный сбор составит 110 000 рублей (5.5)…

Еще больше юридические лица должны будут платить за ввоз подержанных автомобилей. Если какая-либо организация захочет привести и растаможить на себя, скажем, 5-летний Chevrolet Tahoe, за будущую утилизацию автомобиля придется заплатить… 700 000 (семьсот тысяч!) рублей.

Очевидно, что такой дополнительный расход делает невыгодным ввоз на юрлицо старых автомобилей… Они и не будут этого делать.

Кому и когда платить утилизационный сбор

Принимает данный сбор Федеральная таможенная служба, и, как сказал журналистам Заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России Рустам Хакимов, проблем и сложностей тут не будет.

Например, физическим лицам надо будет заполнить соответствующий формуляр. Можно от руки - прямо на таможне. Лицо, ввозящее автомобиль, на таможне получит теперь не один, а два таможенно-приходных ордера. Номера счета для перевода средств можно узнать при получении ордера.

При этом оплата сбора не привязана к таможенному оформлению. То есть оформить автомобиль и оплатить его будущую утилизацию можно в разное время. Просто пока не перечислены деньги (2 000 или 3 000 рублей) на счет федерального казначейства, вы не получите паспорт транспортного средства. На котором, кстати, теперь появится дополнительный штамп – об уплате сбора.

Кстати, по закону лицо, купившее автомобиль, за который не был уплачен утилизационный сбор, должно будет внести необходимую сумму уже из своего кармана…

Все ли будут платить утилизационный сбор

Формально, нет. Во-первых, есть категории транспортных средств, которые вообще не будут облагаться этим сбором. К ним относятся транспортные средства - «ветераны», произведенные более 30 лет назад и не предназначенные для коммерческого использования; а также дипломатические машины… Не должны ничего платить владельцы машин, получивших паспорт транспортного средства до 1 сентября 2012 года

Во-вторых, производитель, имеющий производство в России, имеет возможность не платить утилизационный сбор с каждой машины. Взамен от него потребуется самая малость: вложиться в организацию предприятий по утилизации старых машин. В законе это действие скрывается за формулировкой «обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств».

Готовы ли производители организовывать за свой счет такие предприятия? Вопрос открытый, тем более, что не очень понятны размеры предстоящих расходов. Можно предположить, что создание центров по утилизации окупит себя только в длительной перспективе. Во всяком случае, на начало сентября ни один крупный автопроизводитель не объявил, что начинает создавать подобные структуры.

Поднимутся ли цены на новые иномарки в России

Следующий вопрос логично вытекает из предыдущего. Автопроизводители понесут дополнительные расходы вне зависимости от того, где они наладили свое производство. Каждая новая машина, попавшая в дилерский центр, дополнительно обойдется им в сумму от 20 000 до 100 000 рублей.

Правда, после вступления России в ВТО, снизились – с 30% до 25% - пошлины на импортные автомобили. В дальнейшем они должны будут снизиться еще. Так что формально производители не начали платить больше. Но, например, Toyota уже подняла цены на ввозимые в РФ автомобили, объяснив это как раз введением утилизационного сбора с автомобилей. Главы российских представительств Nissan и Skoda, с которым мы общались во время Московского автосалона, напротив, сказали, что на стоимости их автомобиль утилизационный сбор сказаться не должен…

А вот представительство Jaguar Land Rover даже выступило со специальным заявлением. В нем сказано, что несмотря на ввод утилизационнного сбора цены на автомобили обеих марок не будут повышены: "Во многом благодаря входу России в ВТО и снижению импортных ставок".

Окончательный ответ на вопрос что будет с ценами, мы получим, по всей видимости, в ближайший месяц. Ведь окончательные коэффициенты, а значит и предстоящие иностранным компаниям расходы стали известны только в последний день августа.

Как теперь будут проводить утилизацию автомобилей

Введение утилизационного сбора предполагает переход России к цивилизованной процедуре отправки «четырехколесного друга» в лучший из гаражей. Забудем на секунду, что большая часть машин ездит по нашим дорогам до последнего вздоха – почему ситуация должна измениться непонятно…

Предположим даже, что сейчас вы готовы сдать свое сокровище в утиль. Куда ехать? Как оформлять сдачу машины? Кому и сколько платить? Никакой понятной инфраструктуры нет.

Из постановления «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств» следует, что производитель, желающий вложиться в утилизацию автомобилей, должен «организовать пункты приема на территории каждого субъекта Российской Федерации, а также в каждом поселении, городском округе с численностью населения 500 тыс. человек и более». То есть по всей России должна появиться сеть центров по утилизации. Логично предположить, что если производители предпочтут платить сбор за каждый автомобиль, вкладываться в создание сети придется государству. Тем более, что деньги с 1 сентября потекут рекой.

Так что в ближайшие месяцы стоит ждать инициатив сверху...