К огромному сожалению сотен тысяч автолюбителей, наши любимые машины уязвимы. Они подвергаются тысяче рисков, самыми злыми из которых, конечно, являются русские зимы. Повышенная влажность и холод, остатки грязи и соли на днище, способствуют возникновению и развитию коррозионных процессов, затрагивающих, в первую очередь, пороги автомобиля.

Кроме воздействия коррозии, пороги подвержены и воздействию крутящих и изгибающих моментов, а также вибрационным нагрузкам. Нередки и вмятины от неправильной установки домкрата. Восстановление поврежденных порогов методами правки, рихтовки, вытяжки; вырезка участков, не подлежащих ремонту, и установка ремонтных вставок, направлены на поддержание долговечности и работоспособности автомобиля.

Пороги бывают…

По характеру крепления к кузову пороги подразделяются на съемные и несъемные. Несъемные пороги приварены к кузову и вместе с днищем образуют его нижнюю часть. Съемные пороги расположены в зоне салона автомобиля и крепятся с помощью винтов к основанию кузова с боковой и внешней стороны лонжеронов. Конструктивно они служат защитой от выбросов из-под колес.

Инструменты

Набор инструментов, необходимый для ремонта любой сложности, не изменился с советских времен, как и технологии ремонта. Для качественного ремонта порогов необходимо иметь верстак или опорную плиту, инструменты из набора рихтовщика, сварочный аппарат — автомат или полуавтомат и болгарку или пневмозубило.

Легкий ремонт

Ремонт съемных порогов значительно удобнее приваренных. Их крепление к основанию кузова часто выполняется с помощью винтов-саморезов. При повреждении порога винты крепления вывинчивают для снятия порога. Правку деформированных поверхностей при незначительных повреждениях производят на верстаке обычными инструментами для правки и рихтовки. При значительных или даже средних повреждениях и наличии сквозных коррозионных отверстий, такие пороги просто меняют на новые. Внутренняя поверхность порога перед обратной установкой покрывается антикоррозионным составом.

Приваренные пороги

Сложность проводимых работ варьируется, исходя из степени повреждения.

Пороги с незначительными повреждениями, без резко выраженных складок, выправляются вытяжкой снаружи. Последовательная вытяжка производится при помощи споттера или инерционного съемника, за специально приваренные для этого скобы.

В случае наличия повреждения средней степени тяжести, в первую очередь нужно произвести демонтаж зоны ремонта — снять двери и сиденья, удалить напольное покрытие. Сам ремонт может быть произведен несколькими способами.

Один из них заключается в вырезке с боковой стороны порога окна прямоугольной формы, позволяющего использовать для вытяжки ремонтируемого участка наковаленку или гидравлическое приспособление. Наковальни необходимы, чтобы поддерживать лист во время выправления вмятины. Их размеры и форма позволяют использовать наковальни при восстановлении различных участков, так как они выполнены с учетом наиболее часто встречающейся кривизны поверхностей.

Когда форма участка порога будет восстановлена, оставшееся окно заваривают вырезанным по размеру металлическим листом. Так как не представляется возможным осуществить общую выправку шва из-за недоступности обратной стороны сварки, шов с внешней стороны заглаживается оловянным припоем.

В другом варианте в верхней части порога делаются два поперечных разреза с последующим разъединением точек сварки. Через эту частично вскрытую полость вводится маленькая наковальня для восстановления поверхности. Затем, выправив поврежденную часть, наковаленку убирают, а отверстие закрывают и заваривают.

В том случае, если поврежденная часть расположена под дверцей, ее вырезают так, чтобы оставшаяся часть находилась за пределами дефектной зоны. Затем производится выкройка новой детали, ее подгонка и установка с последующей сваркой.

При серьезных повреждениях порога для удаления дефектной части используют “болгарку” или пневматическое зубило. Эти вырезы производятся у одной из дверей или около основания средней стойки.

При повреждении не только порога, но и стойки, ремонт обеих деталей должен производиться одновременно. Вырезка средней стойки и лонжерона производится напротив крыши. Во время вырезки поврежденной части лонжерон необходимо контролировать и при необходимости выправлять инструментом для правки и рихтовки. С места установки новой части лонжерона необходимо удалить частицы металла, оставшиеся от разделения сварочных точек.

Затем поверхности лонжерона выравнивают, а новую его часть подгоняют по месту, устанавливают и предварительно закрепляют. Важным моментом является регулировка зазоров между дверями и кузовом. Поэтому новые или неповрежденные двери устанавливаются для регулировки, после чего их снимают и производят окончательное соединение деталей в узел.