Госдума приняла в первом чтении законопроекты, касающиеся ужесточения штрафов для нарушителей ПДД. В КоАП собираются включить норму о платной эвакуации, штрафы за создание пробок на перекрестках увеличатся.

Во вторник Госдума приняла в первом чтении ряд законопроектов, касающихся автовладельцев. В частности, нижней палатой парламента одобрен законопроект, ужесточающей ответственность за нарушения ПДД, приводящие к пробкам. В Кодекс об административных правонарушениях вернется норма о платной эвакуации автомобилей и хранении их на штрафстоянке, а штрафы за парковку на тротуарах, пересечение стоп-линии при запрещающем сигнале и парковку на полосах для общественного транспорта будут увеличены.

Также во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект, регламентирующий создание в России дорожных фондов – в Бюджетном кодексе понятие Федерального дорожного фонда планируется закрепить отдельной статьей. Он будет аккумулировать средства на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также содержание федеральных трасс. Базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда составит 254 млрд рублей.

Проект закона, внесенного в Госдуму депутатами от «Единой России», Владимиром Плигиным, Мартином Шаккумом и Александром Москальцом предполагает штрафовать водителей за выезд на выделенную полосу для маршрутного транспорта на 1500 рублей, столько же придется заплатить за остановку и стоянку там. Также штрафом в 1,5 тысячи рублей предлагается карать остановившийся автомобиль, который повлек за собой создание пробки – сейчас штраф за такое нарушение составляет 300 рублей.

Депутаты также одобрили введение нового штрафа – в 800 рублей нарушителю обойдется пересечение стоп-линии при запрещающем сигнале светофора, а штраф за проезд на красный после принятия закона и вступления его в силу составит 1000 рублей вместо нынешних 700.

Штраф за нарушение правил остановки и стоянки без дополнительных отягчающих обстоятельств возрастет со 100 до 300 рублей, в 1000 рублей оценивается ответственность за стоянку на пешеходных переходах и остановках общественного транспорта (и ближе 15 метров от них). С 200 до 500 рублей предполагается увеличить штрафы за парковку на местах для инвалидов. При этом на рассмотрении в Госдуме находится другой законопроект, предлагающий увеличить размер штрафа за незаконную парковку на местах для инвалидов, который предлагает поднять штраф за это нарушение до 3-5 тысяч рублей, однако он пока не рассмотрен.

Кроме того, в рамках борьбы с пробками в Россию официально вернется платная эвакуация машин,

– те же поправки в КоАП предусматривают, что расходы, связанные с перемещением и хранением задержанного транспортного средства «возмещаются лицом, совершение которым административного правонарушения повлекло применение задержания транспортного средства», а регламентироваться работа эвакуаторов должна местными законами.

Ранее плата за эвакуацию автомобилей в крупных городах уже взималась, с различными формулировками – за помехи создаваемые механизированной уборке улиц, либо за препятствия, создаваемые движению транспорта. Однако впоследствии оплата услуг эвакуаторов была возложена на местные бюджеты.

В 2009 году точка в «эвакуаторном вопросе» была поставлена постановлением правительства, подписанным 28 августа. Тогда было решено отказаться от введения «эвакуационной платы», несмотря на потери для бюджета. Так, ежегодные затраты на эвакуацию автомобилей в Москве составляют около 700 млн рублей.

Теперь нарушителей ПДД, чьи автомобили увезены на штрафстоянки, планируется обязать оплачивать не только перевозку автомобиля, но и его хранение в течение суток.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что сейчас норма, по которой эвакуация и первые сутки хранения на штрафстоянке являются бесплатными, действует лишь на бумаге, однако деньги с автовладельцев на стоянках продолжают собирать, и в отношении владельцев этих стоянок часто возбуждаются уголовные дела о мошенничестве.

В принятых Госдумой поправках прослеживается явное желание государства пополнить бюджет, а в законе наблюдаются упущения, отмечает Травин. «В законе указано, что платить за эвакуацию и хранение автомобиля должен тот, кто нарушил правила дорожного движения, повлекшие необходимость эвакуации. Если учесть, что сегодня большинство автомобилей эвакуируются за нарушение правил остановки и стоянки, то установить, кто же именно нарушил, в таком случае невозможно. Это мог быть сам собственник, или человек, управляющий автомобилем по доверенности», – говорит эксперт. – «Если нарушитель сам не придет и не признается, получится, что платить за эвакуацию будет некому, и машину должны отдать собственнику бесплатно».