Новые изменения в правила дорожного движения и в КоАП вступили в силу, соответственно, 20 и 21 ноября. Они призваны устранить расхождения в трактовках тех или иных пунктов ПДД, и в итоге снизить аварийность на дорогах.

Между тем, среди изменений есть и такие, которые при всей логичности поправок в целом, могут создать спорные моменты. Стремясь избавить ПДД от неоднозначности толкования, разработчики, кажется, вольно или невольно создали новые "подводные камни", на которые могут наткнуться автовладельцы. О таких спорных моментах в новой редакции правил уже говорят и простые автомобилисты, и преподаватели автошкол, а также адвокаты, юристы и другие эксперты в данной области.

В новых правилах, в частности, иначе трактуется понятие "обгон". Теперь под этим подразумевается выезд на полосу встречного движения. В случае, если нет выезда на "встречку", нет и обгона. Разумеется, в зоне действия знака "Обгон запрещен" исключается выезд на встречную полосу даже при наличии прерывистой линии. В случае запрета обгонять можно только "тихоход" (максимально возможная скорость движения – 30 км/ч), гужевые повозки, мопеды и мотоциклы без коляски. Причем, водители тех ТС, которые могут развивать скорость выше 30 км/ч, но которые едут не торопясь, обязаны сами уступить дорогу быстроходному авто, съехав на обочину. Такие ТС водитель не имеет права обгонять. К тому же важно помнить, что "тихоход" – это только то авто, которое помечено красно-желтым треугольником. Такой знак разрешает осуществить обгон, но только, если водитель едет "один на один" с тихоходным транспортом, а вот двойной обгон попадает под запрет.

Без записи камеры слежения водителю будет сложно доказать, что он выехал на встречную полосы не для обгона, за что предусматривается лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев, а просто нарушил правила разметки и может отделаться штрафом в 300 рублей. Запреты на обгон в новой редакции ПДД приведут к росту нарушений, которые ГИБДД будет рассматривать как нарушение правил движения по встречной полосе. Количество судебных разбирательств в этой сфере увеличится, уверены юристы.

Кроме того, в последней редакции ПДД есть и определение понятия "препятствие", которое также вызывает недоумение автомобилистов. Не столько сама трактовка понятия, сколько возможность миновать данное явление. Препятствием считается "неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы), не позволяющий продолжить движение по этой полосе". При этом затор или ТС, остановившееся на полосе движения в соответствии с ПДД, препятствиями не являются. В таком случае непонятно, что именно можно классифицировать как "неподвижный объект на полосе", а главное, как его объехать, ведь за объезд с выездом на "встречку" или за объезд по обочине предусмотрено административное наказание.

Нет также четкого представления о том, как понимать и другой термин – "ограниченная видимость". В новой редакции ПДД этому понятию дается весьма пространное определение: "видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами". Такое широкое понимание термина не предполагает строгого параметра определения "ограниченности" видимости. Поэтому в каждом конкретном случае оно будет отдано на откуп инспекторам ГИБДД.

Еще больше путаницы возникло относительно правил проезда круговых перекрестков, в особенности после того, как СМИ стали публиковать "недопонятую" информацию, утверждая, что последняя редакция вводит изменения в организацию движения на таких перекрестках. Однако и до принятия изменений в ПДД приоритет движения на таких перекрестках отдавался тем водителям, которые находятся на круге, но с оговоркой: такой приоритет дает знак "Круговое движение" в сочетании с "Уступи дорогу" или "Движение без остановки запрещено". По сути, относительно круговых перекрестков в новых ПДД нет никаких изменений, есть только уточнения относительно того, как расставляются приоритеты на круге при наличии знаков. Здесь, впрочем, как и в других нововведениях в ПДД, важно обратит внимание на добавления.

"Конек" новых правил – это отношения "водитель-пешеход", в которых теперь, по заявлению законотворцев, наступила ясность. В ПДД отныне четко прописано, что водитель автомобиля, "приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить переходящих проезжую часть или только ступивших на нее пешеходов". В ответ на разумный вопрос о том, как поступать в случае, если пешеход вступил на "зебру", расположенную на 8-полосной дороге, в ГИБДД уточняют, что "водитель обязан притормозить и оценить ситуацию". Но примет ли такую индивидуальную оценку инспектор ГИБДД? Или всякий раз автомобилист, который не притормозил на многополосной дороге, увидев на другой стороне "зебры" пешехода, должен ссылаться на разъяснения главы Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимира Кузина? Он как раз и уточнил: при движении на многополосной дороге водитель может не останавливаться на нерегулируемом переходе, если убедился, что не помешает пешеходу.

Это далеко не все пункты в новых ПДД, которые могут вызвать и вызывают вопросы. Непонятно, как будут трактоваться случаи, когда автомобиль выехал на встречную трамвайную полосу. А ведь в ПДД за трамвайную "встречку" введено такое же наказание, как и при езде на обычной встречной полосе.

Новые поправки в ПДД были обнародованы еще в мае нынешнего года, и долго обсуждались и автомобилистами, и экспертами. Нынешние нововведения в ПДД уже 16-е по счету, предыдущие изменения также ставили своей задачей недостигаемую пока цель: навести порядок на дорогах. В итоге правила существенно усложнились, получили неоднозначную трактовку.

Новшества должны исправить недочеты предыдущих версий. Однако и они не способны сделать правила полностью понятными широкому кругу автомобилистов. К сожалению, пробелов в своде ПДД остается много, чем зачастую пользуются инспекторы ГИБДД.