«Основная цель нововведения— это исключить возможность подделок медицинских справок и их незаконную выдачу»,— сообщила GZT.RU представитель ведомства Екатерина Жадан.
Защита от подделок
При этом, как утверждают в Минздравсоцразвития, бланками новых справок уже обеспечены все медицинские учреждения, которые имеют лицензии на проведение медицинского освидетельствования водителей автотранспорта.
В ведомстве особо отметили, что справки старого образца, полученные водителями раньше, остаются действительными.
«Не надо немедленно бежать в медучреждение за новыми справками, старые остаются действующими до указанного на них срока и заменяться на новые будут при очередном прохождении медкомиссии»,— сказали в Минздравсоцразвития.
По словам представителей ведомства, новые справки гораздо лучше защищены от подделок. Медицинская организация, выдавшая справку, обязана указать в левом верхнем углу документа свое полное наименование в соответствии с документом регистрационного учета, код Основного государственного регистрационного номера (ОГРН), почтовый адрес и телефон, номер самого документа, дату выдачи и срок действия лицензии по видам медицинской деятельности.
Подписи врачей
Но главное новшество— в справке появились отдельные строки для каждого врача-специалиста. Теперь там обязаны поставить свои подписи с расшифровкой фамилий и личной печатью терапевт, хирург, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, нарколог и психиатр. Ранее же в справке лаконично говорилось о годности водителя к управлению транспорта в соответствии с определенной категорий водительских прав.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития, свои резолюции и итоговые печати ставят председатель медицинской комиссии и два его заместителя. По итогам обследования в специальных графах прописываются ограничения или их отсутствие по управлению транспортными средствами различных категорий. Чаще всего речь идет об обязательном вождении в очках или контактных линзах для водителей, у которых проблемы со зрением. Хотя есть и другие ограничения для инвалидов и т.д.
Например, водитель может быть допущен к управлению легковым автомобилем, но врачи могут посчитать, что его состояние здоровья не позволяет ему управлять автобусом, о чем будет сделана соответствующая отметка в справке.
«Выдача справки будет осуществляться при взаимодействии медицинских организаций с ГИБДД, куда будет еженедельно передаваться информация3D о результатах прохождения медосмотров и сроке их действия»,— отметили в Минздравсоцразвития.
Бланки строгой отчетности
Кроме того, за выдачей справок устанавливается строгий контроль. Приказом медицинские организации обязаны вести строгий учет испорченных, утерянных, похищенных бланков справок, а в конце года передавать информацию об испорченных, утерянных и похищенных бланках в региональный орган управления здравоохранением.
Сами же выданные справки в обязательном порядке должны регистрироваться в специальном журнале учета. Приказ устанавливает требования к книге регистрации. Так, он должен представлять собой журнал из 96 листов в обложке с нумерованными страницами, прошнурованный, скрепленный печатью учреждения и подписанный главным врачом медицинской организации. Все графы должны заполняться синими или черными чернилами. Храниться он должен 10 лет.
Впрочем, разрешается и электронный учет выданных справок.
Проверки Генпрокуратуры
Усилить контроль за выдачей медицинских справок и получением водительских прав в мае этого года потребовала Генеральная прокуратура России. Поводом стали проверки в ряде регионов, в ходе которых выяснилось, что права получали состоящие на учете в диспансерах алкоголики и наркоманы.
Генпрокуратура тогда обратила внимание, что проблема заключается в «ненадлежащем взаимодействии органов ГИБДД и лечебных учреждений по обмену информацией о лицах, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками».
В ходе проведенной тогда проверки были выявлены случаи, когда водительские удостоверения получали люди, состоящие на учете в связи с наличием у них в том числе психических отклонений. В Генпрокуратуре убеждены, что подобная практика усугубляет аварийность на дорогах.
Видимость деятельности
Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин назвал введение новых справок видимостью деятельности. В частности, он считает бессмысленным вводить дополнительные меры защиты справок от подделок.
«Мне неизвестны случаи, когда возбуждались уголовные дела против водителей за использование фальшивых медицинских справок,— сказал Виктор Травин.— Дело в том, что нет смысла их подделывать, ведь официальную справку можно приобрести без прохождения врачей всего за 500–800 рублей в том же медицинском учреждении».
И, по мнению правозащитника, ситуация не измениться, водители и впредь смогут покупать справки. Виктор Травин считает, что шоферские комиссии необходимо сделать исключительно государственными и бесплатными. Он убежден, что только врач, не имеющий никакой материальной заинтересованности в выдаче разрешения на управление транспортным средством, может объективно оценивать здоровье водителя.
«Сегодня выдачей справок водителям занимаются коммерческие медучреждения, а их главная задача— это извлечение прибыли, поэтому пока у медучреждений есть материальная заинтересованность, говорить об объективном отношении медиков к здоровью водителя не приходится»,— полагает Виктор Травин.
Кроме того, по его словам, вводимая персональная ответственность врачей тоже будет малоэффективна.
«Уличить врача в том, что он выдал справку заведомо нездоровому человеку, крайне сложно, ведь доктор всегда может сказать в свое оправдание, что когда человек приходил на прием, он был совершенно здоров, а недуг его поразил уже позже»,— уверен правозащитник.
Рустам Такташев