ГИБДД подготовило законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „О безопасности дорожного движения“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Документ, в частности, вводит новые подкатегории транспортных средств, для управления которыми необходимы соответствующие водительские удостоверения (мопеды, квадроциклы, малотоннажные грузовики и микроавтобусы и так далее).
Законопроект также разделяет право на управление транспортным средством с автоматической и механической трансмиссией. Граждане, решившие сдать квалификационные экзамены на машинах с коробкой «автомат», смогут получить права на управление только такими транспортными средствами. Если они захотят водить «механику», им придется сдавать дополнительный экзамен.
Документ запрещает сдачу экзамена экстерном— после самостоятельной подготовки без обучения в автошколе.
Кроме того, поправки запрещают российским предпринимателям нанимать на работу водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений. Предлагается ввести в Административный кодекс РФ новую статью, устанавливающую ответственность должностных лиц и бизнесменов за данное нарушение— штраф в размере 20 тыс. рублей.
«Автомат» вытесняет «механику»
Опрошенные GZT.RU эксперты по-разному оценивают предлагаемые МВД поправки.
Руководитель Московского представительства Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев считает разграничение прав на управление «механикой» и «автоматом», а также запрет на сдачу квалификационных экзаменов экстерном оправданными мерами, которые соответствуют объявленной в России борьбе за повышение безопасности дорожного движения.
Первая поправка предоставляет людям право выбора. Если человек заинтересован в получении прав на вождение машины с коробкой «автомат», ему вообще не нужна механика. Большинство людей, покупая иномарки, не собираются садиться на машины с механической трансмиссией. Учитывая растущую популярность «автомата», автошколы быстро переориентируются для подготовки большего количества водителей данных транспортных средств.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин также считает предлагаемую поправку логичной, поскольку, по его мнению, количество машин с коробкой «автомат» становится все больше, и в конце концов они вытеснят «механику». По его мнению, в данном случае законодательство хотят привести в соответствие с практикой. Люди же, которые захотят получить универсальные права, смогут учиться вождению на автомобилях с механической трансмиссией. «На „автомат“ всегда пересядешь»,— говорит Похмелкин.
Безопасность на дорогах или навязывание услуг?
Что касается сдачи экзаменов экстерном, то, по мнению Канаева, чем больше часов вождения будет у начинающего водителя, тем выше будет безопасность на дорогах. Люди должны сдавать экзамен подготовленными.
Виктор Похмелкин же «категорически против» запрета на сдачу экзамена экстерном. «Учеба в автошколе— это услуга. Гражданский кодекс запрещает навязывать услуги. Требования же к экзамену одни для всех. Если человек сдал экзамен нормально, то какая разница, где он получил подготовку?»— рассуждает глава Движения автомобилистов. С его точки зрения, главный акцент надо сделать на экзамен. Он должен быть жестким, единым для всех, приниматься не ГАИ, а независимыми комиссиями. В соответствие с международными нормами
Идею об обязательных российских водительских удостоверениях эксперты оценивают с точки зрения ее соответствия международным документам.
«Если между странами есть международное соглашение о взаимном признании водительских удостоверений, то они должны признаваться. Если нет, то на территории РФ должны действовать те удостоверения, которые выдаются здесь: того образца, который утвержден российскими легитимными органами»,— считает Виктор Похмелкин.
«Согласно международной конвенции, водительские права не имеют обратной силы, и водители из европейских стран смогут ездить по международным удостоверениям»,— говорит Канаев. Эксперт не берется оценивать, насколько эта система проработана в странах СНГ, граждане которых часто работают в России водителями «маршруток». Однако если они подписали соответствующую конвенцию, еще будучи в составе СССР, то также подпадают под действие ее норм. По мнению члена ФАР, было бы эффективнее обязать водителей коммерческого транспорта сдавать экзамены в ГИБДД для получения разрешения на работу.
София Сарджвеладзе