Госдума планирует ужесточить наказание для таксистов-нелегалов. Соответствующий законопроект внесла на рассмотрение партия ЛДПР. По данным фракции, из-за так называемых "бомбил" столичная казна ежегодно теряет около миллиарда рублей. Подробности борьбы с нелегальным извозом выясняла корреспондент "Вести ФМ" Анна Семкина.

"Бомбил" предлагают наказывать рублем и даже лишать собственности. Фракция ЛДПР в Государственной думе предложила внести поправки в Административный кодекс. Если их примут, то таксистов-нелегалов будут штрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей. Кроме того, на 10 суток арестуют и машину. Гораздо жестче накажут юрлицо - штраф может достигать полмиллиона. Из 50 000 такси в Москве только 10 тысяч работают легально, возмущается один из авторов законопроекта, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев. Остальные 40 тысяч не платят налоги, из-за этого бюджет города ежегодно недополучает около 100 миллиардов рублей.

"А самое главное, что за ними никто не следит с точки зрения безопасности их автомобиля и медицинского освидетельствования самих водителей. Во-вторых, законопроект направлен на борьбу с теми организациями, которые приобретают в собственность несколько микроавтобусов и также занимаются частным извозом граждан", - поясняет Лебедев.

Законопроект хороший, но невыполнимый, считает председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. Два года назад столичные чиновники уже пытались навести порядок в рядах таксистов. Был принят закон "О такси в городе Москве", который пока не работает, говорит Семенников, зато "бомбилы" подняли цены. Ведь доказать, что водитель занимается частным извозом, сегодня практически невозможно, уверяет Семенников.

"У нас и сейчас есть ответственность за незаконное предпринимательство. И для того, чтобы доказать факт незаконного предпринимательства, надо установить, что это делается систематически, что сумма доходов превышает определенный минимум и целый отдел ГУВД должен ловить одного таксиста. Если его поймали, он говорит - да, я вот один раз подвез. Количество привлеченных к ответственности - единицы", - рассказывает Семенников. ЛДПР явно пошли по стопам белорусских властей, где у "бомбил" отбирают автомобиль, поясняет транспортный менеджер Олег Амосов. Но в России эта мера бесполезна. На форуме таксистов водители просят Госдуму вначале вернуть отмененное в 2004 лицензирование, а только потом ужесточать наказание.

"Надо ввести патентную форму с фиксированным налогом, которая практикуется во всех цивилизованных странах, пускай выдадут шашечки с номером лицензии. То есть надо приравнять такси к общественному транспорту, чтобы контролировать. А так контроль невозможен", - замечает Амосов.

Такси в Москве - единственная область, которая осталась в тени со времен 90-х, говорят эксперты. В ней по-прежнему есть "крыши" и "хлебные точки", куда не пускают посторонних. Если раньше это были вокзалы, теперь, по словам таксистов, самые прибыльные места - это бизнес-центры на окраинах, откуда самому не уехать. К примеру, из "Крокус-сити" в период выставок до ближайшей станции "Строгино", которая в 2 километрах, просят минимум 500 рублей. До центра - 3 тысячи. Впрочем, среди нелегалов тоже много недовольных. Они жалуются в основном в блогах, и чаще всего - не на чиновников, а на иногородних конкурентов: "Не дают бомбить москвичам! Пусть едут к себе домой бомбить, 100 рублей в день на обед даже не заработать извозом!!! Везде они!"

Проблема еще и в другом, уверяет Олег Амосов. Если убрать нелегальных перевозчиков, возить горожан станет просто некому. По его словам, сегодня официальные таксопарки покрывают менее трети всего рынка перевозок. Остальные - это чаще всего "диспетчерские на дому": сидит человек у телефона, принимает заказы и раздает их таксистам. Другой вариант - создают юридическую фирму по прокату машин и начинают сдавать их внаем по договору. Все эти фирмы после принятия административных поправок могут исчезнуть как нелегальные, хотя работают там вполне профессиональные водители, уверяет эксперт. "Мы их называем "полулегальные компании". Там водители работают на своих машинах. И эти машины содержатся в 10 раз лучше, чем в таксомоторных парках. Но если брать все эти компании, они на себя оттягивают 20% рынка. 80% - "бомбилы" в чистом виде", - утверждает Амосов.

Справиться с "бомбилами" вот уже 10 лет не могут не только в Москве, но и в Варшаве. Это несмотря на то, что городская администрация заключила договоры только с тремя автокомпаниями. Все остальные сильно завышают цены, и вернуть деньги пассажиру потом не удастся. Варшавская полиция не устает объяснять туристам - настоящие такси от фальшивых можно отличить по специальным знакам: голограмма, желто-красная полоска с номером, варшавский герб на дверце и таблички с указанием тарифа на лобовом стекле. Пока, впрочем, все безрезультатно. Станет ли меньше "бомбил" в Москве, если Госдуме одобрит ужесточения, и будет ли от этого лучше, пока неизвестно.