В редакцию «Газеты.Ru» обратился читатель: его автомобиль, застрахованный по каско, после ДТП ремонтируют уже четыре месяца, и когда починят – неизвестно. Ремонт затягивают многие страховые компании, констатируют эксперты. «Газета.Ru» выяснила, почему на исправление поломок по каско уходят месяцы и как автовладельцу действовать в подобных ситуациях.

Супруги Денис П. и Мария К. уже на протяжении четырех месяцев ждут, когда после ДТП восстановят их автомобиль Audi Q7, застрахованный по каско. В аварию они попали еще 16 января этого года: авто занесло на дороге, бросило на встречную полосу, где произошло столкновение с другой машиной. Удар пришелся на правую сторону Audi: треснул бампер, немного покорежились правое крыло и капот. Но больше всего пострадала ходовая часть: руль был сильно вывернут – машину вело в сторону.

Audi Q7 застрахована по каско в «Росгосстрахе», последний полис обошелся супругам в 104 тысячи рублей.

На осмотр поврежденного автомобиля приехал представитель страховой компании. После диагностики он выдал направление на ремонт автомобиля в автомастерской «Бош-Сервис Щелковское». 8 февраля машину по заказ-наряду от страховщика приняли на ремонт. В автосервисе провели дефектовку автомобиля (оценка степени повреждений) и отправили калькуляцию (перечень работ и деталей, необходимых для ремонта) на согласование в «Росгосстрах». Однако страховщик решил назначить дополнительный осмотр с помощью собственного эксперта.

Оценщик страховой компании осмотрел автомобиль только через месяц – 17 марта.

Когда страховщик и сервис все-таки согласовали, что и как ремонтировать, автомеханики приступили к работе. «Мы выполнили требования страховой: поменяли фару, восстановили жгут проводки, покрасили капот, заменили бампер», – рассказал «Газете.Ru» генеральный директор «Бош-Сервис Щелковское» Алексей Федотов.

Забрать автомобиль Дениса и Марию пригласили еще через месяц – 26 апреля. Однако уехать на своей Audi Q7 после ремонта супруги не смогли. «Ехать на машине было невозможно», – вспоминает Мария.

Выяснилось, что у автомобиля по-прежнему остается неисправной ходовая часть. «После долгих выяснений пришлось оставить автомобиль опять в сервисе, – говорит Денис П. – 28 апреля нам позвонили и сообщили, что, оказывается, у авто еще есть поломки по ходовой и нужно опять все согласовывать со страховой и ремонтировать подвеску». В автосервисе «Газете.Ru» заявили, что страховая компания изначально предписала «на перекос колеса не обращать внимания: это не страховой случай». Ремонт ходовой части может затянуться надолго. В автосервисе во всем винят страховщиков: они экономят на каждой копейке. Так, для ремонта ходовой части необходимо несколько деталей, однако каждый раз страховщик согласовывает замену только одной запчасти. Вновь и вновь подвеска разбирается, собирается, делается регулировка развала и схождения колес. «Для того чтобы сделать подвеску, надо поменять верхнюю рулевую тягу, поворотный кулак и два рычага, – рассказывает глава автосервиса Алексей Федотов. – Страховая говорит, чтобы меняли только рулевую тягу, а поворотный кулак и рычаги не меняйте. Идет экономия, и каждый раз должен делать по одной детали и согласовывать все это».

По словам Алексея Федотова, если бы не многочисленные согласования, машину можно было отремонтировать за неделю.

В практике Алексея Федотова много случаев, когда автосервис и автовладельцы становятся заложниками экономии страховых компаний. «Страховая один раз деньги за полис получила, а дальше на всем экономит, – рассказывает он. – У одного клиента в момент ДТП разлетелись по машине гвозди, лежавшие в багажнике, и испортили в салоне обшивку. А в компании сказали, что это не страховой случай и эти гвозди не должны были лежать в машине».

В «Росгосстрахе» «Газету.Ru» заверили, что подобный случай с Audi Q7 «частный». «Есть общее количество, а есть один конкретный случай. Сравнивать это и обобщать – неверно, – считают в компании. – Читатель, который доволен, никогда никуда не будет обращаться. Поэтому тех, кто громко кричит, что он недоволен, визуально значительно больше, чем тех, кто доволен. Все никогда довольны не будут».

Между тем адвокат в сфере страхования Антон Басин называет две причины, по которым может затягиваться ремонт по каско. «У страховщика отсутствует надлежащим образом укомплектованный штат экспертов, обладающих достаточными профессиональными знаниями в области ремонта и технического обслуживания транспортных средств, – рассказал «Газете.Ru» юрист. – А также нет надлежащего финансирования».

В среднем, в зависимости от загруженности станции, машина по каско должна ремонтироваться не дольше полутора-двух месяцев.

Если же ремонт затягивается на более длительный срок, то юрист рекомендует написать претензию в страховую компанию. «Потом надо взять распечатку на станции техобслуживания, где проходит ремонт, и предварительную калькуляцию, – консультирует Антон Басин. – Затем обратиться к профессиональному оценщику, который составил бы акт осмотра, зафиксировал поврежденные детали и произвел самостоятельно согласование о необходимости замены деталей».

«Кост-контроль (оценка стоимости и необходимости замены тех или иных деталей – «Газета.Ru») можно сделать на коммерческой основе и потребовать у компании возмещения, – продолжает господин Басин. – В противном случае можно расценивать действия страховщика как уклонение от исполнения договора страхования и обращаться в другую ремонтную организацию. В этой ситуации ремонт оплачивает автовладелец, но потом нужно обращаться за взысканием денег за ремонт к страховой компании, вплоть до суда.

Если затягивали ремонт на 4 месяца, то судебная перспектива приличная».

Вместе с тем, предупреждает юрист, ни в одном договоре страхования невозможно найти ответственности страховщика за неисполнение им договора страхования. Когда же отремонтируют Audi Q7 – ни в автосервисе, ни в страховой компании на момент подготовки материала объяснить не смогли.