Вступил в силу административный регламент МВД, устанавливающий правила работы ГИБДД. Прокуроры получили привилегии на дорогах, а гаишникам запретили мерить скорость из кустов. Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков подал в Верховный суд заявление, в котором требует отменить некоторые пункты регламента.

Со вторника в МВД вступил в силу новый технический регламент для сотрудников. Регламент, призванный заменить прежние «наставления для сотрудников», поясняет работникам ДПС, что они могут и чего не могут. Так, патрулировать улицы, а также останавливать водителей для проверки документов или для составления протокола за нарушение инспекторы имеют право только возле стационарного поста или рядом с патрульным автомобилем.

На автомобиле без спецокраски и спецсигналов гаишники не могут останавливать и оформлять нарушителей вообще.

Измеряя скорость, с которой движутся автомобили, гаишники не имеют права прятаться – автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы быть заметным участникам движения. Впрочем, «патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети», указано в документе. Но инспектор вправе открыть багажник своей машины, загораживающий маркировку и мигалки, – в том случае, если прибор контроля скорости у него установлен в багажнике и работает в автоматическом режиме.

Определены также правила общения гаишников с «особыми категориями граждан». Например, сотрудник ДПС имеет право проводить осмотр транспортного средства иностранного дипломата только на основании ориентировок – не требуя открывать капот или досматривать автомобиль изнутри, в том числе сверять номера.

Самый же болезненный пункт регламента, вызвавший много споров, – пункт о «водителях-должностных лицах, выполняющих особые функции».

Согласно прежнему варианту документа, принятому в марте прошлого года, гаишник получал право, остановив нетрезвого на вид чиновника или сотрудника прокуратуры, отстранить их от управления автомобилем и предложить пройти медицинское освидетельствование. А в случае отказа руководитель подразделения ГИБДД должен был оперативно связаться с начальством сотрудника прокуратуры (или другого соответствующего ведомства), чтобы те прислали своего представителя для «дальнейших процедурных действий».

Но в Генпрокуратуре сочли, что регламент нарушает законодательство, и 24 июля минувшего года направили руководству МВД протест, в котором напомнили о статье 42-й закона о них. Там, в частности, сказано, что «любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры».

В итоге был подготовлен нынешний вариант документа, который, по мнению лидера движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, является фактически капитуляцией ГИБДД перед прокуратурой.

Пьяных прокуроров отныне фактически невозможно ни отстранить от управления автомобилем, ни отвести на медицинское освидетельствование. В связи с этим Лысаков подал в Верховный суд заявление об отмене положения об «особых водителях». «Заявление было принято от меня сегодня ровно в 12.00, – пояснил Лысаков «Газете.Ru», – через несколько дней я узнаю, принято оно к производству Верховным судом или мне откажут под каким-либо предлогом».

По словам общественного деятеля, его не устраивает ситуация, когда целая категория государственных служащих фактически получает карт-бланш на управление автомобилем в пьяном виде.

Возражения Лысакова вызывает пункт 235 новой редакции регламента, в котором указано следующее. В случае если у инспектора ДПС, видящего прокурора за рулем, возникает предположение, что тот пьян, – сотрудник «составляет об этом рапорт». Последний «незамедлительно передается руководителю подразделения», который, в свою очередь, передает их прокуратуре. При этом гаишник «в целях обеспечения безопасности других лиц принимает меры к прекращению дальнейшего движения транспортного средства».

«Но на самом деле это просто слова: никакого механизма, дающего инспектору возможность отстранить предположительно пьяного прокурора от руля, ему не дается, – говорит Лысаков. – Что он, грудью должен его останавливать?»

В пресс-службе ГИБДД также отмечают, что «какими средствами отстранять от управления подобных водителей – в регламенте не расписывается».

На практике, уверен Лысаков, «ситуация будет выглядеть так: гаишник останавливает машину, пьяный прокурор посылает его подальше и продолжает движение. Гаишник составляет рапорт, который на следующий день доходит до прокуратуры. К этому времени трезвый как стекло прокурор заявляет, что он был как стеклышко. Все».

Правозащитника это не устраивает, прежде всего, как участника дорожного движения. Он просит суд признать спорный пункт противоречащим законодательству, устанавливающему равную ответственность для всех участников дорожного движения, и отменить его действие «со дня принятия».

Лысаков является не единственным автомобилистом, которого не устраивает эта норма. Накануне, в понедельник, аналогичный иск в Верховный суд подал житель Уфы. Если жалобы автомобилистов будут приняты к рассмотрению, их могут объединить в одно дело. Экс-глава ГИБДД России, член Совета федерации Владимир Федоров пояснил «Газете.Ru», что существующие правовые нормы фактически действительно позволяют «особым категориям», в том числе прокурорам, избегать ответственности за административные правонарушения на дороге.

«Другое дело, что исками против пунктов административного регламента тут ничего не изменить, – считает сенатор. – Ведь существует целый пласт законодательства о прокуратуре и о депутатах. И формально прокуратура, которая в прошлом году добилась изменения регламента МВД, по закону совершенно права. Следовательно, необходимо изменять законы: и закон об административных правонарушениях, и закон о прокуратуре, и другие».