Михаил Блинкин

Еще раз о рекомендациях ученых мужей

В одной из своих прошлогодних колонок я рассказал читателям о весьма странных суждениях высокопоставленных должностных лиц, связанных с продвижением в России идеи платных автомобильных дорог. Появление базового официального документа по этому вопросу заставляет меня возвратиться к теме.

Продвижение идеи платных дорог в России всегда было связано с некоторыми мистификациями общественности по поводу существа этого механизма и степени его распространенности в зарубежной практике. На днях в общем доступе появилась «Программа деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» на долгосрочный период (2010-2015 годы)», утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. №2 146-р. В этом документе мистификация общественности зашла уж совсем далеко – до прямых фактических ошибок или намеренных передержек. Обращу внимание только на самую очевидную из них.

По тексту программы неоднократно сообщается, что все 12 550 км автомобильных магистралей Германии относятся к категории платных дорог. Полагаясь, видимо, на авторитет разработчиков указанной программы, эти сведения неоднократно подтверждали в интервью печатным и электронным СМИ старшие должностные лица Минэкономразвития России и Минтранса России, а также депутаты Государственной думы.

Сообщаю всем, кому это интересно: платных автомобильных дорог в Германии нет и никогда не было; редкие исключения составляют тоннели (например, Warnow Tunnel и Herrentunnel) в районах альпийских горнолыжных курортов. За подтверждением этих сведений любой желающий может зайти на официальный сайт германского федерального министерства транспорта, строительства и городского развития или же обратиться в любую европейскую контору Rent A Car.

Историк транспорта вспомнил бы в этой связи вердикт, вынесенный в XVI веке верховным трибуналом Священной Римской империи по иску конеторговца Кольхааса против землевладельца фон Тронке, перегородившего шлагбаумом дорогу из Берлина в Лейпциг и собиравшего там плату за проезд. Такая практика была признана незаконной; с тех пор на территории бывшей Священной Римской империи (в частности, в Германии) платных дорог нет.

В то же время на сети автомобильных магистралей Германии, относимых к категории Bundesfernstraßen (Federal Trunk Roads) или же Motorways, много лет действует высокотехнологичная система сбора платы с тяжелых (более 12 т) грузовиков, так называемая ELECTRONIC HGV (Heavy Goods Vehicle) TOLLING SYSTEM.

В рамках общепринятых классификаторов, используемых в документах IBRD, EBRD и International Road Federation (IRF), дорога, на которой плата взимается только с тяжелых грузовиков, заведомо не может относиться к категории платных.

Таким образом, сведения о платных дорогах Германии, представленные в упомянутом официальном документе правительства РФ, являются заведомо ложными.

Не берусь судить о происхождении указанной ошибки: то ли авторам очень уже хотелось угодить высокопоставленным сторонникам скорейшего перевода отечественных дорог на платную основу, то ли они просто не в курсе дела. Замечу только, что при старом режиме вранье по поводу зарубежного опыта считалось прерогативой работников идеологического фронта. Отраслевых чиновников, представивших бумаги с грубыми фактическими ошибками на подпись председателю правительства, немедленно выгнали бы с работы, да еще вместе со всеми должностными лицами, визировавшими исходный документ.