Давайте разберемся в проблеме парковки в Москве. Она, проблема, похоже, не разрешима. Ни на улицах, ни во дворах. Почему? Да город такой. Большой и бессмысленный. Да и московские власти у нас такие же. Большие и бессмысленные.

Недаром я семь лет проработал в аппарате Юрия Лужкова. Не пинайте меня ногами, я работал в «научной» его части. Где собирались рабочие группы по решению различных городских проблем. И уже тогда, в 90 годах, пытались решить вопросы пробок и парковок. Развернуть Садовое кольцо. Восстановить в городе «зеленую волну» или сделать въезд в центр платным. И многое другое. Ничего не вышло. Бабло побеждало зло, а «точечные» застройки – машиноместа.

Что же касается «готовности» Москвы к увеличению частного автотранспорта приведу простой пример. В «застойные времена» основным транспортом был общественный. Поэтому в Москве на девятиэтажный дом полагалось всего десять машиномест. Снос пятиэтажек и строительство на их месте 20-30 этажных домов, а так же «точечная» застройка окончательно убили ситуацию. Но повторюсь. «Бомба» пробок и отсутствия парковок была заложена ранее. До того.

Даже не прибегая к нелепым расчетам, прекрасно видно, что приблизительно два миллиона московских автомобилей не помещаются не только во дворах, но и на тротуарах. Кстати, московские власти также уже много лет озабочены этой проблемой. И даже обещают ее решить к 2025 году. Интересно, у всех этих «обещальщиков» были в роду долгожители?

Итак, к 2025 году проблема с парковками в Москве будет полностью разрешена. Но лишь в том случае, если город ежедневно будет предлагать автовладельцам минимум 230 тысяч новых машиномест. При таких масштабах строительства «жилья» для автомобилей в Москве в 2025 году будет построено не менее 3,5 млн машиномест. Из них - 2,7 млн будет построено в районах с уже сложившейся застройкой и 800 тысяч – в новостройках. Подождем до 2025?

Вернемся к законодательным инициативам. На днях депутаты Мосгордумы поддержали инициативу Юрия Лужкова увеличить сумму штрафов до 5 000 рублей за парковку на тротуарах. Любопытно, что и нынешние штрафы, позволяли достаточно строго карать за эти нарушения. Например, езда по тротуару - 2000 рублей, а стоянка на них - 300. Но инспекторы ГИБДД и за эти нарушения штрафы практически выписывали. Зачем? Нетрудно предположить, что после принятия законопроекта ситуация изменится: только за один припаркованный автомобиль в карман автоинспектора будет «по понятиям» перемещаться половина суммы штрафа.

В результате возникнет ситуация, когда стоять на тротуарах нельзя, а припарковать автомобиль будет просто негде. Особенно во дворах. Все остальные разговоры о «народных» гаражах – это разговоры в пользу бедных. Народ не будет парковать машины в тридцати минутах ходьбы от дома. Да и ориентировочная стоимость «машиноместа» в 350 000 рублей не многим по карману.

Что мы можем посоветовать московскому правительству? Наверно, не изобретать велосипед. В США и Европе эта проблема уже решена. И экономически, и административно. Большие штрафы - это не выход из ситуации. Особенно, когда подобная инициатива исходит от «людей с мигалками». Может проще взять опыт похожей европейской страны?

Кстати, в самой Мосгордуме уверены, что коррупция с повышением штрафов не возрастет. Привожу цитату в интервью Бизнес-ФМ руководителя Комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенникова:

"Высокий штраф на самом деле ведет к снижению взяток. Когда размер штрафа 200 рублей, можно отделаться, заплатив 100 или 50, а когда 5000, то нарушителю придется раскошелиться на три-четыре тысячи для того, чтобы была какая-то экономическая целесообразность. А три-четыре тысячи это тоже больно, это тоже высокая сумма и серьёзная сумма для нарушителя. И в данном случае предпочтительнее выбирать законопослушную линию поведения и не нарушать закон". Комментарии излишни?

Почему-то мне сразу вспомнился великий Ярослав Гашек: «Одно скажу вам, Швейк,- с тяжким вздохом произнес поручик Лукаш. - Вы даже не отдаете себе отчета в размерах своих проступков. Мне уже самому противно без конца повторять, что вы идиот. Слов не хватает, чтобы определить вашу глупость.»

Действительно. Что только мэрия и Мосгордума не решала за эти годы, для нашего с вами блага. Разрешала «ракушки». Запрещала «ракушки». Выдавала «номера» на «ракушки». Сносила их. В общем, как обычно, получалось отвратительно.

Но нас защищают и даже пытаются утешить. Вот что говорит президент коллегия правовой защиты автовладельцев Виктор Травин:

"Инспектору придется искать того, кто поставил машину. Если найти собственника, умный собственник, замордованный финансовым кризисом и всевозможными законами, естественно скажет: "Моей машиной по доверенности управляет 54 человека, я не знаю, кто поставил машину на тротуар, ищите. А пользуясь 51 статьей Конституции, заявляю вам, что я знать-то знаю, кто из родственников поставил, но против родственников я могу не свидетельствовать". Стало быть, сотруднику ГАИ придется назначать административное расследование, проводить его, выяснять, кто поставил. Это невозможно. Поэтому 10 тысяч, 58 тысяч, 106 тысяч, сколько ни сделай, эту норму исполнять будет крайне трудно".

И это единственное, что нам могут посоветовать. Помните старое студенческое? Что надо делать при ядерном взрыве? Верно! Заворачиваться в белую простыню и медленно ползти на кладбище.

На что нам стоит надеяться в этой ситуации? Видимо на Государственную думу, которая не утвердит эту норму. Подумает. А пока будем жить и парковаться «по понятиям», раз по закону не получается. Вот что получается, уважаемые читатели Finamauto. Ну а пока немного истории в наших прошлых публикациях. Особенно интересна последняя, про «платные» дворовые парковки.

Автор: Виктор Галенко, заместитель генерального директора ООО "Финам"