В текущем году ряд регионов уже столкнулся с возможностью повышения транспортного налога. Дебаты продолжались недолго — в канун депутатских выборов налог решено было временно заморозить в существующем виде. Однако в 2010 году все-таки придется платить больше (как минимум в два раза). Минфин разрешает регионам изменять ставки на свое усмотрение.

Бегом из кризиса

Как уверяют в Минфин повышение транспортного налога ожидаемая и прогнозируемая мера. В частности, увеличение бремени положительно скажется на бюджетах регионов, которые во время кризиса испытывают большие дефициты. Согласно новому регламенту, местные власти смогут единолично определять налоговую ставку для разных видов автомобилей. Повышать можно будет только максимальную ставку и не более чем в 10 раз. Минимальная по-прежнему останется фиксированной, и будет зависеть от возраста и экологичности транспортного средства.

Очевидно, что наибольшая нагрузка падет на автомобили «в возрасте», мощность которых превышает 100 л.с. Ожидается, что льготных групп машин изменения коснутся наименьшим образом. Так, маломощные детища АвтоВАЗа не слишком обберут владельца, и обернутся экологически чистыми выхлопными газами для регионов.

Владельцы иномарок вдвойне недовольны этой мерой и называют ее продолжением геноцида привозных машин. Как высказался представитель общественного движения, повышение транспортного налога должно отпугнуть автолюбителей от иностранных машин, однако все прекрасно знают, сколько средств приходится вкладывать в отечественный автопром. Поэтому данная мера не принесет должного дохода регионам. И уж тем более не заставит пересесть водителей на продукцию ВАЗа. Даже 10-кратное повышение налога вполне окупит затраты на ремонт той же новенькой "Калины".

Считаем чужие деньги

Минфин признается, что непопулярная мера целиком и полностью направлена на улучшение жизни регионов. К сожалению, о зарплатах владельцев практически никто не думает. После многочисленных обсуждений о повышении, было принято решение-оправдание: налог повышают местные власти. В разных регионах предполагается гибкая система, адекватная доходам населения. В целом, схема повышения налога выглядит так: в будущем году налог должен быть повышен в два раза, при этом региональные власти имеют право уменьшить его (не более чем в 10 раз) либо увеличить (не более чем в 5 раз).

Калькулятор

Региональные власти начинают считать бюджеты будущего года. Уже сегодня можно ознакомиться с повышенными тарифами в некоторых областях.

В Прикамье налог повыситься в пять раз. Именно эту цифру закладывают в профицит бюджета. Это позволит привлечь до 830 миллионов рублей. Водители шестерки отдадут от 1750 рублей налога. За иномарку мощностью более 250 л.с. придется заплатить до 37500 рублей.

В северной столице налог повышают в три раза, делая акцент на подержанные автомобили, загрязняющие город. В тоже время повысить налог для мощных машин уже нельзя — его ставка в 5 раз превышает допустимый порог, установленный законодательством. Для слабых автомобилей налог возрастет незначительно на 2,5 рубля (7,5-10 рублей).

Транспортный налог относится к одному из самых массовых и собираемых в России. Его повышение принесет более 7,5 миллиардов рублей в местные бюджеты.

Транспортный налог в других странах

Как известно, транспортный налог — это не новинка для большинства стран. Его повышение приходилось на разные годы. Причинами тоже становились очень разные события.

В Европе, к примеру, в середине 1990-х годов случился бум экологических движений. И все страны ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) единогласно решили повысить транспортный налог. Была принята «Зеленая налоговая реформа».

Однако до сих пор в разных европейских странах ставки налогов сильно разнятся. Прежде всего, это связано с популярностью определенных марок. А налоги определяются мощностью машины, объемом двигателя, весом и выбросами углекислого газа.

В Европе существует 4 категории сборов для автолюбителей: налог на приобретаемый автомобиль, ежегодный транспортный, на топливо и другое (страховки, парковки, платные дороги).

Регистрационный сбор уплачивается в 10 странах ЕС и определяется ценой автомобиля и ее мощностью.

В некоторых странах транспортный налог напрямую зависит от цены автомобиля. Например, в Дании. В Австрии транспортный налог рассчитывается от количества выхлопных газов.

Европейские автовладельцы стремятся покупать бюджетные малолитражки — именно на них транспортный налог наименее высок.

Отчисляемые суммы от транспортного налога расходуются на содержание социальных фондов и улучшение дорог.