Вероятность попасть в аварию повышается в 6 раз, если человек в процессе вождения набирает SMS. Об этом сообщили исследователи из Университета штата Юта. Предыдущие исследования показывали рост риска в 20 раз. Так или иначе, но отвлекаться на письма за рулем крайне опасно.

За рулем не следует отвлекаться на посторонние вещи: от этого зависят безопасность и человеческие жизни — истина, прописанная кровью. Тем не менее далеко не все водители о ней помнят. В процессе вождения они болтают по мобильнику, а некоторые умудряются даже печатать SMS-сообщения. Психологи из Университета американского штата Юта решили проверить, насколько опасно это занятие. Для своих изысканий они использовали симулятор автомобиля, подопытными стали по 20 молодых людей и девушек в возрасте от 19 до 23 лет. Все они — заядлые любители эсэмэсок, в среднем каждый из них имеет водительский стаж чуть менее пяти лет.

За рулем виртуального автомобиля они делали то же, что и всегда,— переписывались по мобильнику. Тем временем исследователи следили за тем, как этот процесс влияет на стиль вождения,— держит ли молодежь полосу и дистанцию, своевременно ли «осаживает» автомобиль и, главное, как часто попадает в аварии.

Чем грозит невнимательность

Исследование лишний раз подтверждает степень риска пользования мобильником за рулем: те, кто печатал сообщения в процессе управления симулятором, гораздо чаще попадали в аварии. Риск разбиться в ходе SMS-беседы за рулем возрастает в 6 раз. Причины очевидны: медленнее реакция на стоп-сигналы впереди идущей машины (время реакции сокращается на 30%), минимальная дистанция до нее сокращается, водитель хуже контролирует обстановку спереди и сбоку.

Те же, кто не пользовался мобильником или все-таки болтал по нему, но не набирал текст, показывали немного более безопасное вождение. Утверждается, что при телефонном разговоре этот параметр ухудшается только на 9%, хотя другие тесты свидетельствуют, что эта цифра гораздо выше.

По мнению экспертов, очевиден факт, что концентрация внимания водителя отличается в зависимости от того, пишет он SMS или говорит по телефону. Это происходит потому, что люди стараются перераспределять внимание между беседой и вождением, при этом им удается переключаться с одного дела на другое. С эсэмэсками все иначе: в них внимание приковано только к одному занятию. В те моменты, когда автомобилисты, уставившись в экран мобильника, придумывают, чтобы такое написать, а также читают и просто принимают входящие сообщения, реакция существенно замедляется даже в сравнении с болтовней по телефону. Исследователи отмечают, что при чтении эсэмэсок в отличие от размышлениями над их содержанием в разы повышается опасность проморгать момент, когда надо жать на тормоз.

Разные методики

Исследования, доказывающие опасность отвлекающих факторов, проводятся не впервые. Для выяснения цены невнимательности используются разные практические методики. К примеру, в Virginia Tech Transportation Institute в текущем, 2009 году обнародовала результаты своего изыскания, проводившееся уже не с применением симулятора, а в реальных дорожных ситуациях. Камеры на протяжении 18 месяцев следили за действиями более 100 водителей тягачей.

Заключение, сделанное специалистами из Вирджинии, еще более категоричное, чем вывод исследователей из Университета Юты: SMS-сообщения в 20 раз повышают степень риска попасть в аварию. Дело в том, что люди обычно смотрят на экран мобильника около 5 секунд. С учетом высоких скоростей на шоссе этого промежутка времени достаточно, чтобы преодолеть расстояние, равное длине футбольного поля. К тому же у тяжелого грузовика длиннее тормозной путь, а маневренность хуже, чем у легковой машины. Тем не менее это отнюдь не значит, что последствия будут менее плачевными для водителя обычной легковушки.