Анекдоты про маршрутки из серии “пятнадцать минут ужаса, и ты у метро” теряют актуальность. Минтранс РФ намерен в ноябре внести в правительство законопроект, гарантирующий страховку всем пассажирам — на земле, воде, в воздухе и даже под землей.

Документ не делает разницы между самолетом и автобусом. И там, и там жизнь пассажира оценивается в 2 млн. руб. Как, впрочем, и в метро, маршрутном такси и даже водном трамвайчике.

Разработчики проекта закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам” считают, что существующая система личного страхования не дает стопроцентной гарантии возмещения вреда. После принятия такого закона перевозчики будут заинтересованы направлять как минимум 200 млн. рублей ежегодно на мероприятия по снижению аварийности, полагают в Министерстве транспорта. Там же подсчитали, что из-за страховки билеты на социально значимые виды транспорта подорожают в среднем на 5,5%.

Согласно проекту, если перевозчик откажется покупать полис, то его услуги будут незаконными. Но исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий СВЕШНИКОВ считает, что переплачивать за безопасность дважды — не совсем правильно.

— Как перевозчики относятся к этому законопроекту?

— Настороженно. В рамках ОСАГО они и так платят большие деньги. “Автогражданка” защищает интересы третьих лиц, в том числе и пассажиров. В Москве и Московской области опыт показывает, что тех сумм, которые предусмотрены по ОСАГО, на сегодняшний день хватает для возмещения ущерба пассажирам. Законопроект устанавливает стоимость жизни человека в 2 млн. рублей. Для этого он предлагает новые дополнительные страховые взносы, при этом те, которые уже существуют в рамках ОСАГО, не отменяются.

— Может ли подорожать автобусный билет из-за “двойного” страхования?

— Естественно. Мы посчитали — в Москве городская автобусная поездка подорожает примерно на 60 копеек, пригородная — на 1,5—2 рубля, междугородняя — на 12 рублей. Перевозчики переложат эти траты на плечи пассажиров. Кстати, московский бюджет компенсирует затраты на перевозку льготников муниципальным транспортом. А льготные категории — это 44% пассажиров! Так что городскую казну ждет дополнительная нагрузка!

— Часто ли приходится оплачивать лечение пассажирам?

— В столице аварийность на лицензируемом транспорте очень низкая, примерно 0,2% от всех ДТП. Но это не значит, что страховаться не надо вообще! Весь мир идет по пути развития различных механизмов добровольного страхования. Многие российские перевозчики сами страхуют салон подвижного состава на 1,5—2 млн. руб. Это конкурентное преимущество, при проведении конкурсов комиссия учитывает фактор дополнительной безопасности перевозок. Так что если принимается такой закон, то все остальные виды страхования надо отменять или же как-то учитывать их в общей сумме страховых взносов.