Российский рынок автомобилей продолжает рушиться. В июне продажи новых машин и легкого коммерческого транспорта сократились наполовину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Близкий показатель падения и за полугодие. Лидеры продаж – дешевые машины АвтоВАЗа, Chevrolet и Ford.

Данные Ассоциации европейского бизнеса (AEB) свидетельствуют о продолжающейся рецессии отечественного автомобильного рынка. По итогам июня дилерам удалось реализовать 118 578 машин, что оказалось на 56% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. О чуть меньшем (на 49%) падении говорят данные по первому полугодию 2009 года.

По данным Ассоциации, российские автомобильные продажи третий месяц подряд опускаются сильнее, чем наполовину. Аналитики агентства “Автостат” говорят о том, что июньский результат – худший за последние месяцы. Продажи в июне оказались на 0,7% ниже чем в мае, и на 12,6% – чем в апреле. По оценкам аналитиков агентства, при сохранении текущих тенденций на российском авторынке, если не произойдет существенных изменений в экономике, всего в 2009 году в нашей стране будет продано порядка 1,5 млн автомобилей.

Блестящая нищета

В десятке лидеров среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, семь производятся в России. Самыми популярными все еще остаются “Лады”, но и их продажи терпят формальное бедствие. В прошлом месяце “АвтоВАЗ” реализовал 28851 машины – на 41% продукции меньше, чем в июне предыдущего года. А за первое полугодие падение составило 44%. Самая популярная модель из Тольятти – Priora. За месяц “АвтоВАЗ” сбыл их 8222 штук.

Марка Chevrolet удерживает вторую позицию. За июнь продавцы смогли “пристроить” 10639 Chevy. В прошлом году за летний месяц автомобили расходились на 52% лучше. Ровно такой же процент падения показал бренд и за первое полугодие. Среди моделей Chevrolet лучше всего “идет” Lacetti: 3195 в июне.

Третью ступеньку на рушащемся рынке занял Ford. За месяц у “синего овала” отмечено падение сбыта продукции на 76%. В июне 2009 продано 4554 автомобиля. За первые шесть месяцев динамика отрицательная уже на привычную долю – 50%. Бестселлер – Focus с показателем в 2690 машин.

На дне

“Темпы падения замедляются. Думаю, что рынок стабилизируется”, – говорит аналитик “Брокеркредитсервиса” Севастьян Козицын в беседе с корреспондентом GZT.RU, при этом отмечая, что “дно почти перед нами”. Однако председатель Комитета автопроизводителей Дэвид Томас прогнозирует, что второе полугодие будет сопряжено с не меньшими трудностями для автопроизводителей и дилеров.

Правительство пытается вдохнуть энергию в слабеющий рынок. Например, недавно была поднята планка стоимости машин, которые попадают под действие госпрограммы льготного кредитования. Козицын считает, что банки, дилеры и автопроизводители должны активнее рекламировать программу, и для участия в ней надо привлекать большее количество банков. По мнению аналитика, следует увеличить общий объем средств, выделяемых в рамках программы, с 2 млрд до 5 млрд рублей, чтобы стоимость кредита для конечного покупателя была компенсирована на весь размер ставки рефинансирования, устанавливаемой Центробанком для коммерческих банков. “Должна быть цель довести кредиты до докризисного уровня”, – считает Козицын.

Впрочем, пока что все меры, направленные на стабилизацию рынка, оказываются безрезультатными.