В Москве и Санкт-Петербурге под снежные обвалы попадают не только пешеходы, но и автомобили. С кого требовать компенсацию за разбитую ледяной глыбой машину, рассказывают эксперты «Газеты.Ru».

В борьбу коммунальщиков с наледью на крышах невольно оказались втянутыми тысячи автовладельцев. Особенно остро ситуация обстоит в Санкт-Петербурге, откуда сообщения о попадающих под обстрел ледяными снарядами автомобилях поступают, как с линии фронта. «Только за январь этого года по Санкт-Петербургу в нашу компанию было около 250 обращений в связи с падением сосулек, – рассказал вице-президент компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. – При этом после перемены погоды, с 9 на 10 января, был шквал обращений – около 100, на следующий день 70, потом 50». В компанию обращались только владельцы полиса каско, который предусматривает подобный страховой случай. Сколько всего автомобилей пострадало от сосулек, неизвестно: в ГИБДД Санкт-Петербурга не смогли оперативно предоставить статистику.

В блогосфере активно размещаются сообщения петербуржцев с жалобами на коммунальщиков и фотографиями разбитых машин.

В сообществе spb_auto выложены фото «Жигулей» с промятой крышей: на Петроградке после небольшой оттепели с козырька одного из домов лед упал прямо на машину. Другой участник сообщества рассказывает, как «здоровенная глыба льда с крыши разбила стекло задней багажной двери». В ЖЖ dif16 выложены изображения трех иномарок с повреждениями от падения сосулек с одной крыши.

Однако сосульки падают на машины не только в результате оттепели. Как сообщают блогеры, сами коммунальщики сбивают лед на припаркованные внизу автомобили. В четверг в своем блоге prosto_gost питерский дизайнер Эльжбета Чегарова разместила фотографии, на которых запечатлена разбитая ледяной глыбой черная Mazda 6: гигантская сосулька насквозь пробила крышу автомобиля (на фото). «Над машиной, когда оставляла ее во дворе, никаких видимых сосулек сверху не свисало; объявлений, что будет уборка снега, ограждений и ленточек тоже не было, – жалуется Чегарова. – Утром прибежали соседи и сказали, что машину разбили. Когда спустились, то увидели, как на улицу кидают большие ледяные куски: внизу стоит один рабочий, а сверху, на крыше, второй разбивает глыбы и скидывает вниз.

Мы спросили, почему не позвали нас, ведь в подъезде всего десять квартир и мы могли убрать автомобиль, а они ответили, что нечего ставить машину, им поручили сбивать лед – и они сбивают».

Машина была застрахована по каско, поэтому в данном случае ущерб должен быть возмещен. «Это входит в базу полиса каско, и все равно, что падает на машину – бутылка, кирпич, сосулька, метеорит», – говорит страховщик Игорь Иванов. «Потерпевшие должны обеспечить страховую компанию всеми документами, подтверждающими падение именно с этого дома льдины, факт того, что не очищена была кровля, и предоставить документы, указывающие на лицо, которое должно было осуществлять уборку этого здания», – добавляет адвокат в сфере страхования Антон Басин. В противном случае страховщик может отказать в выплате.

Однако Эльжбета Чегарова опасается, что страховая компания может отказать в выплате, потому что милиционер, оформлявший происшествие, не указал в протоколе, что в этом районе производилась уборка снега и льда.

«Там просто написано, что я оставила машину, а утром увидела, что машина разбита глыбой льда», – говорит она. В милиции, в свою очередь, отметили, что через десять дней дело будет закрыто за отсутствием состава преступления.

Другой блогер nw-3natok рассказывает о «варварской уборке» снега все в том же Санкт-Петербурге. «Снег и лед сбрасывается с нарушением всех норм производственного процесса (в руках у рабочих ломы, топоры, штыковые лопаты), техники безопасности нет как таковой, практически все без касок, ремни безопасности ни у кого не пристегнуты, у многих вообще отсутствуют, – пишет он. – В основном работают таджики и узбеки, которых нашли на улице, то есть люди впервые оказались на кровле. Внизу ставится так называемый смотрящий – это или какой-нибудь покалеченный таджик или нетрезвые женщины средних лет, и те и другие даже не в состоянии предупредить граждан о возможной опасности. А что делать с машинами, которые проезжают через зону сброса снега, они вообще не представляют».

Между тем эксперты настаивают, что автовладельцы, чьи разбитые льдом машины застрахованы только по ОСАГО, также могут требовать с властей компенсации за ущерб.

«Эксплуатирующая дом организация должна обеспечивать своевременную уборку снега и наледи с крыш. Поэтому если работа не была произведена или произведена не вовремя, то нужно вызвать участкового и зафиксировать факт причинения ущерба упавшей глыбой, – говорит президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Затем нужно подать заявление в ОВД с требованием возбудить уголовное дело и указать, что ущерб является существенным, потому что если этого не указать, то могут серьезно не отнестись. После этого нужно произвести оценку причиненного ущерба в экспертной организации, подавать в суд по месту нахождения ответчика и требовать возмещения ущерба. Надо также получить заключение и у сотрудника милиции о том, что сосулька упала с крыши и, возможно, в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками коммунальной службы. Как правило, суды не отказывают в возмещении. Однако, если возле дома весела табличка с призывом не парковать транспортные средства, потому что падают сосульки, в этом случае отвечать эксплуатирующая организация не будет. Если предупреждение проигнорировали и поставили машину, то, скорее всего, проиграете в суде».

Что касается Москвы, то этой зимой автомобили больше страдают от упавших деревьев или веток в результате последствий ледяного дождя, констатируют страховщики.

«За период с 25 по 28 декабря, на который пришлось обледенение, темп роста обращений по каско составил 126% по сравнению с аналогичным периодом неделей ранее (с 18 по 21 декабря), – сообщил директор управления методологии Департамента урегулирования убытков «Росгосстраха» Дмитрий Титиев. – С 24 декабря по 11 января в компанию по всей России было заявлено 1115 убытков по факту ущерба, причиненного транспортным средствам в результате падения деревьев, льда и снега. Подобные обращения обрабатываются в стандартном порядке: принимается заявление потерпевшего, проводится осмотр транспортного средства и после предоставления всех необходимых документов принимается решение о выплате либо об осуществлении ремонта в установленном договором порядке». В случае когда автомобиль застрахован по каско, то отказать страховщики могут «только в том случае, если имеют место дополнительные обстоятельства, предусмотренные в качестве исключений из покрытия (например, событие произошло вне территории страхования), – уточняет Титиев. – Если рассматривать ситуацию в чистом виде, отказа не будет». В иных случаях рассчитывать на компенсации при падении дерева не придется, предупреждает Виктор Травин.