Российские страховщики подводят первые итоги работы в международной системе обязательного автострахования "зеленая карта" - без такой страховки 45 стран автотуристов к себе не пустят. Раньше наши компании выступали агентами иностранных, но теперь уже самостоятельно продают полисы. И вот, судя по их данным, около миллиона россиян пересекли за год границу на машине.

Но одной "зеленой карты" в дальней поездке недостаточно. Какая еще страховка не будет лишней?

Зеленый свет на границе - только тем, кто с "зеленой картой". Аналог ОСАГО для зарубежных поездок предлагает большинство страховых компаний. Цена - в зависимости от срока и маршрута путешествия.

Максимум такой полис оформят на год, минимум - на 15 дней. Двухнедельная страховка в Европу стоит около 1500 рублей, в страны ближнего зарубежья - Украину, Белоруссию и Молдавию - втрое дешевле.

Андрей Гаранов, директор управления страхования по международным программам: "В сопредельных с Россией государствах страховка не требуется - это Казахстан, Монголия и Китай. Все западное направление требует наличия "зеленой карты".

В каждой стране существует специализированное бюро "зеленой карты", в том числе и в нашей, которое отвечает за взаимоотношения потерпевшей стороны, клиентов страховых компаний, между страховыми компаниями и между бюро "зеленой карты" разных стран".

В случае ДТП все должно идти по привычному для России сценарию. На оборотной стороне полиса указаны телефоны так называемых "моторных бюро" в каждой из 45 стран системы "зеленая карта". Везде - своя сумма максимального возмещения - от 2500 евро до безлимитных. Но такая страховка покрывает лишь расходы потерпевшей стороны. Свой автомобиль нужно страховать отдельно.

Расширенное автоКАСКО для заграничных поездок можно оформить, например, на время отпуска, но при условии, что на машину уже есть добровольная страховка по России. От нее считается стоимость зарубежного расширения. В среднем, это 10%. На 15 дней получится порядка тысячи рублей.

Но деньги на случай форс-мажора, когда без ремонта в дороге не обойтись, все равно нужно взять с собой. Страховщики компенсируют расходы только по возвращении домой по чекам автомастерской.

В случае аварии нужны еще и фиксирующие этот факт справки. Машину, что не на ходу, теоретически тоже можно чинить дома, но эвакуатор из Европы стоит евро за километр, и эти расходы обычная страховка не покрывает.

Александр Гурдус, директор департамента страховой компании: "Стандартная страховка предусматривает транспортировку машины до ближайшей точки, где может быть оказана помощь. В Европе это дистанция до ближайшей бензоколонки, а бензоколонки в Европе расположены на расстоянии порядка 10 километров друг от друга".

Если ремонт предстоит сложный и долгий, стоит заранее выяснить у экспертов, есть ли вообще в нем смысл.

Александр Гурдус, директор департамента страховой компании: "В подавляющем большинстве наших страховых компаний уровень "тотала", то есть, признание конструктивной гибели машины, это стоимость ремонта, превышающая порядка 70-75% от основной стоимости машины".

КАСКО для заграничной поездки, в отличие от "зеленой карты", дело добровольное. Но только не в случае, когда машина в залоге у банка, то есть, за неё не выплачен кредит. Более того, кредитор должен быть в курсе дальних поездок клиента для его же, клиента, спокойствия, вдруг что случится.



И еще одну статью расходов стоит учесть уже всем путешественникам - штрафы. Их размеры заранее можно запросить в консульствах страны пребывания или в наших дипмиссиях за рубежом. Автотурист Юрий Гейко говорит, впрочем, что за две кругосветки ни разу не показал права полиции. Того, кто не нарушает, не останавливают.

Юрий Гейко, автоэксперт: "Ездят люди по путевке, но путешествие на автомобиле ни с чем не сравнимо. Свобода!"