На днях Центральным районным судом был рассмотрен очередной иск автовладельца к страховой компании. Почти год назад «хендай», которым управляла гражданка М., столкнулся с «газелью», нарушившей правила, причем и «легковушку», от удара развернуло, выкинуло на встречную, и машина вписалась в ограждение. Женщина не пострадала, а вот ее машина получила серьезные повреждения.

Однако страховая компания отказала М. в выплате. Мотивация страховщика была проста – повреждения кажутся подозрительными, такие не могли возникнуть в результате ДТП, уж не надуть ли нас хочет потерпевшая?

М. обратилась в суд. Страховщик представил суду соответствующее заключение эксперта, отрицавшее возможность таких повреждений при описанной аварии. Юрист Михаил Медник, отстаивавший интересы истицы, заметил, что ДТП было в августе прошлого года. Автовладелица сразу же обратилась в страховую компанию, предоставила транспортное средство для осмотра. А заключение экспертизы, на которое ссылается страховщик, датировано декабрем. Причем уведомление об отказе в выплате М. прислали в ноябре. Получается, страховая компания не только нарушила закон об ОСАГО, в соответствии с которым должна была принять решение о признании или непризнании страхового случая в течение 30 дней и в этот срок уложить все необходимые экспертизы. Она еще и поступила, мягко говоря, не совсем честно – сначала отказала человеку в выплате и только потом провела экспертизу, чтобы как-то обосновать этот отказ. Так что не по правилам в этой ситуации играла вовсе не автовладелица. Причем, как установил суд, на место происшествия эксперты не выезжали. Трасолог (он изучает возможность получения машиной тех или иных повреждений при столкновении на конкретной местности) машину не осматривал – экспертиза вынесла заключение, только лишь посмотрев фотографии. Истица же представила суду справку о ДТП. В ней были описаны именно те самые повреждения. Кроме того, она привела в суд свидетеля – водителя машины, с которой столкнулась. Тот пояснил, во что превратилась машина из-за его неосторожности, и подтвердил свои слова материалами дела о привлечении его к административной ответственности. Помимо того была назначена независимая экспертиза, которая пришла к выводу – все повреждения были получены при том самом ДТП. Также автовладелица провела оценку стоимости восстановительных работ у независимых экспертов.

Рассмотрев все доводы, суд вынес решение – взыскать со страховой компании в пользу М. страховое возмещение – 120 тысяч рублей и судебные издержки в размере 23 тысяч рублей.

На заметку

Как же избежать проблем при получении страховки?

Юристы, а также сотрудники ОБЭП УВД и ГИБДД рекомендуют:

1. Если речь идет об исполнении или неисполнении условий договора, нарушении сроков – это не уголовное преступление, а гражданско-правовые отношения. Так что идти в милицию обманутым страхователям нет смысла. Следует обращаться в суд (срок давности по делам такого рода – 2 года). Не помешает и жалоба в Ассоциацию страховщиков Тверской области.

2. Договор страхования следует читать от и до – порой все возможные «лазейки» прописаны именно там. Если страховой агент торопит и не дает возможности вникнуть в документ, имеет смысл обратиться в другую компанию.

3. Обратите особое внимание на такой пункт в договоре, как «право выбора ремонтного предприятия». Если это право остается за вами, полис будет стоить несколько дороже. Но вы сможете отремонтировать машину, где захотите, и получить компенсацию. Если право выбора ремонтного предприятия остается за страховщиком, вы сэкономите на стоимости страховки. Но будете обязаны ремонтировать машину только в фирме, указанной страховой компанией, – иначе вам могут отказать в выплате.

4. Не пренебрегайте такой формальностью, как справка о ДТП, даже если условия страхования разрешают обойтись без этой справки. Ее наличие не даст страховщику возможности заявить «а ДТП-то и не было!» и отказать в выплате.

5. Представляя в страховую компанию пакет документов, требуйте расписку. Заявите, чтобы о признании страхового случая вас уведомили письменно (как правило, страховщики обязательно присылают клиенту уведомление об отказе в страховой выплате. А вот о признании страхового случая – только если клиент сам потребует этого).

6. Отремонтировав машину не в сервисе страховщика, сохраните договор об оказании услуг и все чеки. Ведь практически любая страховая компания заинтересована в том, чтобы уменьшить свои расходы. Более того – даже в договорах страхования обычно прописывается обязанность автовладельца принять все меры, чтобы минимизировать ущерб. И если вы будете чинить машину у «своего» мастера, страховщик может воспользоваться случаем и заявить, что у его партнеров ремонт обошелся бы дешевле. Кстати, если вы не согласны с оценкой ущерба – стоит провести независимую экспертизу.

В некоторых салонах предлагают приобрести разом и машину, и страховку. Стоит ли говорить, что обращение в страховую компанию, которая сотрудничает с автодилером, – оптимальный вариант.

Если тверская компания является филиалом московской или питерской фирмы, решение о выплате страховки может приниматься иногородним начальством... Ждать поступления наличных в Тверь можно довольно долго. Потому имеет смысл выбрать безналичный расчет – деньги на ваш счет или карточку несложно перечислить прямо из столицы, и вы получите их не в пример быстрее. По Закону об ОСАГО страховщик обязан принять решение о выплате страховки или отказе в ней в течение 30 дней. Если этот срок затягивается – у вас уже есть повод обратиться в суд.

Маргарита ВАСИЛЬЕВА Тверская жизнь, 1 июля 2010 г.