Увидел в каком-то журнале две карикатуры – дорога с точки зрения пешехода или водителя. На одной изображён маленький человечек на пешеходном переходе, а на него со всех сторон набрасываются огромные машины с разинутыми пастями. На другой – водитель в своей маленькой машинёшке, а вокруг бродят люди, как на демонстрации, некоторые пытаются залезть ему на капот и крышу.

И эти картинки лишь ненамного утрируют представление друг о друге этих двух групп людей. В чём же причина таких взглядов, больше напоминающих отношения кошек и собак? И дело даже не в отсутствии вежливости – я много раз видел, как вполне воспитанные и культурные люди преображаются, оказавшись на дороге в той или другой роли. Как же ужиться на дороге водителям и пешеходам?

Будучи профессиональным автоинструктором, я имею возможность наблюдать людей в "пограничном" состоянии – процессе превращения пешехода в водителя. Беседуя с ними, понял, что и те, и другие часто или не знают Правила дорожного движения (особенно пешеходы), или неправильно их трактуют.

Хотя в Правилах есть отдельный раздел для пешеходов, их взаимодействие с водителями встречается и во многих других пунктах. Комментарии к Правилам объясняют последовательно каждый из пунктов. Поэтому даже добросовестно изучающим эту науку трудно собрать воедино весь спектр взаимоотношений. Отсюда взаимное непонимание и раздражение.

Вот что обычно я рассказываю своим ученикам, чтобы за деревьями отдельных пунктов они увидели весь лес...

Водители часто забывают, что пешеходы являются полноценными участниками дорожного движения. И относиться к ним нужно не менее серьёзно, чем к другим автомобилям. И не гудеть им, если они не нарушают Правила.

Пешеходы же часто преувеличивают свои права и игнорируют обязанности. Самое большое и опасное заблуждение пешехода – что на пешеходном переходе он царь и бог. Но переход – часть дороги, а вступать на неё, в соответствии с Правилами, нужно, только убедившись в безопасности этого шага. Машину сразу остановить нельзя. А многие бросаются на нерегулируемый переход, даже не посмотрев по сторонам. Да ещё из-за припаркованного перед переходом автомобиля, водитель которого тоже нарушил требование стоять не ближе пяти метров до перехода.

Водители, в свою очередь, должны уступать дорогу пешеходам, идущим по нерегулируемому переходу. Уступить, согласно Правилам – не заставить другого участника движения менять скорость или направление. То есть, если пешеход только отошёл от тротуара противоположной стороны дороги или уже прошёл вашу полосу движения, и вы ему не помешаете, то ехать можно. А пешеходы не должны необоснованно задерживаться на переходе.

Важно помнить, что нерегулируемые пешеходные переходы могут обозначаться не только «зеброй» с соответствующими знаками перед ней, но и только знаками без «зебры», и наоборот.

На регулируемых переходах тоже есть проблемы. Водителям предписано после включения разрешающего сигнала светофора пропустить машины и пешеходов, завершающих движение через перекрёсток. А пешеходы часто злоупотребляют этим на широких улицах. Вместо того, чтобы дождаться следующего сигнала на разделительной полосе в середине дороги, идут до противоположной стороны, задерживая движение.

Знание перечисленного выше уже, как показал мой опыт, достаточно водителям и пешеходам, чтобы лучше понимать друг друга и не нервничать на дороге.