Сегодня водителей, которые зимой ставят своего четырёхколёсного друга «на прикол» почти не осталось — все ездят каждый день и при любой погоде. И, если летом прокатиться по сухому асфальту — одно удовольствие, то зимой сложностей значительно прибавляется. Именно зима требует от водителей большего внимания, мастерства и хотя бы минимальных знаний, необходимых, для спасения своей, а часто и чужих жизней. Зима встречает нас скользкой дорогой, сугробами, снегопадами и туманами, и к этим трудностям следует подготовиться заранее.

Сначала позаботьтесь об автомобиле. На это уйдёт максимум дня два. «Переобуйте» машину в зимние покрышки. Снизьте давление в шинах. Если есть возможность, проверьте равномерность действия тормозов. Удостоверьтесь, соответствует ли моторное масло ожидаемым погодным условиям. Для морозов лучше применять «синтетику», как наименее вязкую. Смените жидкость в омывателе стекла, разведя его в нужной концентрации. Проверьте, годен ли антифриз. Он не должен быть ни бесцветным, ни бурого цвета, а прозрачным, ярко-голубым, ярко-розовым или ярко-зелёным. Фары и задние фонари должны быть в идеальном состоянии. Положите в машину резиновые коврики с бортиками — защиту от сырости и солёного снега. Отрегулируйте подголовники сидений. Зимой машину лучше не ставить на ручник — примёрзнет, и не мыть. Если замёрзнут замки, не помогут никакие аэрозоли, и тогда придётся искать фен. Проверьте, на месте ли буксировочный трос и аварийный знак.

Итак, машина в порядке. Осталось только немного прогреть её перед поездкой, и пора приниматься за личный настрой. По статистике, большинство аварий происходит именно в первые дни зимы, как только выпадает снег и на дорогах становится скользко. Настроиться на зимнее вождение означает уяснить себе самое главное правило этого времени года: ездить зимой нужно на 10-15 км/час медленнее, чем летом, причём все движения водителя должны быть плавными, без рывков. Дистанция до впереди идущей машины — в 2 раза длиннее, чем обычно.

Основные неприятности, подстерегающие водителя зимой — занос на скользкой дороге и пробуксовка в глубоком снегу — следует заранее предвидеть и уметь быть к ним готовым. Это значит, глядя на дорогу, видеть опасные участки: островки снега, перемежающиеся с асфальтом, солнечные и тенистые площадки, колею, из которой придётся выезжать и места, по которым лучше не ездить. Тем, кому зимой приходится целый день проводить на колёсах, специалисты настоятельно рекомендуют пройти специальные курсы по зимнему вождению. Как говорят сами инструктора, в процессе обучения курсанты, преодолевая около двухсот заносов, доводят свои движения до автоматизма, и в дальнейшем вполне уверенно чувствуют себя скользкой дороге. Таких курсов в России сейчас предостаточно, правда, находятся они, в основном, в крупных городах. Ну а жителям «глубинки» придётся учиться на собственном опыте, придерживаясь некоторых теоретических правил.

Правило выезда из глубокого снега. Самое главное — не газовать. Быстро крутящееся колесо разогревает снег. Выезд из сугроба осуществляйте только так называемым раскачиванием машины вперёд-назад, плавно работая педалью газа и сцепления. Разгребите снег на пути движения колёс и положите на эти места коврики из салона. Потом не забудьте их забрать.

Правило выезда из колеи. Опасен сам момент выезда, потому что он требует добавить скорости. Именно в этот момент есть риск блокирования колёс и ухода машины в занос. Поэтому перед самым выездом из колеи, особенно в условиях плохой видимости (снегопад, туман), немного снизьте скорость, а при выезде из колеи будьте готовы к действиям при заносе.

Правило спуска с горки. Зимой при спуске с горки ни в коем случае не ездите на нейтральной скорости, «накатом». Лучше перейдите на более низкую передачу для большего сцепления с дорогой. Перед окончанием спуска применяйте прерывистое торможение — частое и кратковременное нажатие на педаль тормоза.

Правило подъёма в горку. Подъём в горку требует небольшого разгона внизу. Иначе в определённой точке колёсам не хватит сцепления, и машина забуксует. Если и разгон не помогает, в горку на переднеприводной машине можно заехать задним ходом.

Правила действия при заносе. При заносе самое главное — не делать резких движений и ни в коем случае не тормозить. Крутите руль в сторону заноса и смотрите в то место, где хотите оказаться в результате своих действий. Если Вы на переднеприводной машине — дайте немного газа, если на заднеприводной — часто и ритмично нажимайте и отпускайте педаль тормоза. Если почувствовали, что занос уменьшился, сразу выравнивайте руль. Будьте готовы бороться до конца: часто выезд из одного заноса сопровождается въездом в другой. Главное — не паниковать, а хладнокровно действовать по правилам.

Правило троганья с места. На скользкой дороге трогайтесь максимально плавно и на второй передаче.

Важно не только знать, но и уметь. Постарайтесь изучить эти правила на практике, то есть потренироваться на безлюдной площадке или заброшенном стадионе. Измерьте длину своего тормозного пути, чтобы в дальнейшем правильно рассчитывать дистанцию до соседнего автомобиля или ближайшего перекрёстка.

И напоследок: не забывайте соблюдать правила, обязательно пристёгивайтесь ремнями безопасности и не ездите по незнакомым дорогам.