Эпизоды откровения КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ДЕНЬГАХ?
Выпуск рассылки "Эпизоды откровения" (woman.relation.womam36)
КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ДЕНЬГАХ?
Кадр из фильма «Один дома»
Маленький ребенок просит дорогую игрушку, школьник — новый телефон, а подросток деньги на модную одежду. Вот только лишних финансовых сбережений у вас нет, а те что есть, придется потратить на вещи первой необходимости и еду. Из-за нехватки денег во многих семьях сейчас зреют конфликты, которые накаляют и без того мрачную атмосферу в доме. С вопросом, что делать и как говорить с детьми в такой ситуации, мы обратились к профессиональному психологу и опытным мамам.
[
Вначале поговорите с собой и настройтесь на лучшее
— Затруднительные ситуации, в которых сегодня оказались многие семьи, сложно сравнивать, — говорит Леся Ковальчук, психолог, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, руководитель центра «Гениус». — Кто-то не знает, где взять деньги на еду, а кто-то просто лишний раз не поедет отдыхать на море. Кроме того, сила эмоциональной реакции на трудности у разных людей тоже отличается: один человек будет испытывать легкую тревогу, а другой впадет в панику,
переживая за будущее и свою семью. Нужно помнить: в сложной ситуации ребенок всегда ориентируется на реакцию своих родителей, так как собственного опыта переживания кризиса у него пока нет.
Например, многие взрослые всеми силами хватаются за прошлое. Мне часто приходится слышать: «Перетерпим, и все будет, как раньше», «Вот бы вернуться в былые времена» и так далее.
В подсознании ребенка такие высказывания запускают «программу выживания»: если что-то выходит за пределы нормы, нужно испугаться и впасть в ступор. В будущем любой выход из зоны комфорта – смена школы, работы или круга общения – будет даваться этому ребенку с невероятными усилиями. Он станет жить по принципу «как бы чего не вышло» и с большой вероятностью превратится в такого чеховского «человека в футляре».
Леся Ковальчук
психолог
Но есть и другая категория людей — те, кто понимает, что кризис — это перемены, новые возможности, перспективы и развитие. Если вас сократили на работе — это не конец света, а возможность научиться чему-то новому, поменять профессию, в конце концов, побыть дома с детьми.
Среди моих клиентов есть семейная пара, которая за последние полгода почти потеряла свой бизнес. У них две дочки, раньше они жили очень богато — на отдых ездили с целым штатом нянь, гувернанток и, конечно, только в самые лучшие отели. Но, будучи людьми сознательными и развитыми, с наступлением тяжелых времен они не впали в депрессию, а даже наоборот — нашли в ситуации свои плюсы. Во-первых, они открыли для себя множество бесплатных развлечений: ездят в лес, гуляют в парках и получают от общения
друг с другом не меньше радости, чем в былые изобильные времена. Во-вторых, они с удивлением поняли, что если меньше работать, то гораздо больше времени можно проводить вместе друг с другом и детьми. К тому же мама занялась творчеством — делает из подручных материалов фигурки ангелов и довольно успешно их продает.
Изменение своего отношения к кризису, конечно, не решит сходу все ваши проблемы, зато снимет напряжение. А в спокойном состоянии вы с гораздо большей вероятностью найдете альтернативный способ заработать деньги, поговорить со своими детьми и разрядить атмосферу в доме. В результате ребенок вынесет бесценный опыт преодоления трудностей и усвоит главную мысль: «Кризис — это не страшно! Это нормальный период жизни, стимул выйти на новый уровень развития, измениться и предъявить миру нового
себя». Главное — перед тем как говорить с ребенком, максимально честно поговорите с самим собой.
Что же все-таки говорить ребенку?
После того как вы разобрались с собственным психологическим состоянием, настало время поговорить на тему кризиса с детьми. Спокойным нейтральным тоном расскажите ребенку о том, что жизнь любого человека, предприятия, страны и всей нашей планеты в целом развивается по спирали, и в норме проходит через периоды затишья и периоды перемен. Донесите следующую мысль: «Кризис — это важный элемент динамики жизни, возможность выйти на новый виток развития и предложить миру обновленного себя».
Конечно, для этого нужны интеллект, смелость и творческий подход к происходящему.
Если ваш ребенок маленький, преподнесите эту идею в форме сказки, сопровождая рисунками. Например, нарисуйте реку, которая упирается в скалу, но благодаря этому может выйти за пределы своего привычного русла и занять новые берега. Дети постарше хорошо воспринимают истории преодоления и успеха известных людей, благо в интернете их великое множество: актеры, певцы, бизнесмены, которые сталкивались с трудностями, неудачами и в конце концов добивались желаемого. При этом лучше избегать нравоучений и
назидательного тона.
Часто меня спрашивают: «А что делать, если дети просят купить дорогую вещь, например, новый телефон? Расстраиваются, что у одноклассников что-то есть, а у них нет?» В такой ситуации я советую задуматься и разобраться, чего на самом деле хочет ваш ребенок.
Леся Ковальчук
психолог
Во-первых, нередко дорогие вещи нужны детям не сами по себе, а как способ быть принятыми в группу сверстников. Подскажите ребенку другой способ снискать уважение одноклассников — например, обратите его собственное внимание на то, в чем он силен и талантлив. Можно сказать: «Сейчас мы не можем купить тебе новую вещь, но зато ты у нас такой талантливый математик. Так легко решаешь самые сложные задачки. Этого ведь не купишь за деньги». Поверьте, над ребенком с нормальной самооценкой никто не
будет издеваться, даже если у него нет телефона последней модели или дорогих игрушек.
Во-вторых, вспомните, бывало ли так, что ребенок долго упрашивает вас купить какую-то игрушку, затем получает ее, играет 5 минут и забывает навсегда? Это говорит о том, что изначально ему хотелось не игрушку саму по себе, а элементарно не хватает чувства радости и позитивных эмоций.
Кадр из фильма «Шестое чувство»
Недавно мой сын, ему 7 лет, стал у меня спрашивать: «Мама, а когда мы пойдем к кому-нибудь на день рождения? А когда уже наступит 8 марта?». Но я понимаю, что на самом деле ему не дня рождения хочется, как такового, а ощущения праздника, яркости, веселья.
Все это можно организовать очень быстро и совершенно бесплатно! Самый простой способ — пощекотать ребенка. Он от души рассмеется, и настроение у всех станет лучше. Можете купить и надуть дома разноцветные шарики, поиграть всей семьей в настольную игру. Научитесь «читать» своего ребенка, понимать, чего ему не хватает и искать альтернативу дорогим развлечениям.
Моим детям 4 года и 10 лет. Восприятие и жизни, и денег у них, естественно, разное. С Машей (10 лет) все вполне легко, ей уже можно сказать, что денег нет, или просто не хватает… Подробные рассказы о кризисе и современной обстановке в мире, впрочем, близко к сердцу ею не воспринимаются. То есть она кивает и даже вопросы задает, но в голове у нее никак не связывается то, как происходящее где-то далеко может отражаться конкретно на нашей семье. Само по себе восприятие денег у нее тоже размытое и
понимать, что это такое, она начала сравнительно недавно — когда в школе начали тысячи проходить. Помогая по дому и ходя периодически в магазин (с нами, а особенно самостоятельно), она начала понимать, что раньше на 1000 мы покупали определенный набор продуктов и оставалось на конфетку, а сейчас этой тысячи не хватает даже на тот набор продуктов. С Тимошей сложнее… Слова типа «кризис», «эмбарго» и т. д. для него пустой звук. Поэтому ему приходиться просто говорить, что
денег нет. Иногда я говорю, что если сейчас мы купим этот конструктор, то завтра нам нечего будет кушать. Он печалится, но соглашается не покупать.
Ульяна
мама 10-летней Маши и 4-летнего Тимофея
Если в семье подросток
Подростка можно учить более сложным вещам — осознанно задавать себе правильные вопросы: «Чего я хочу? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы почувствовать себя лучше?» Например, дочь расстраивается, что нет денег на новое платье. Спросите, что она хочет почувствовать, когда получит новое платье? Чаще всего с помощью покупок женщины снимают напряжение. Как еще, кроме шоппинга, она может его снять? Иногда для этого достаточно просто лечь и расслабиться — а это бесплатно! Или
улыбнуться самой себе в зеркале. Научно доказано, что даже искусственная улыбка приводит к выбросу гормонов радости в кровь.
О деньгах я не объясняла, она сама поняла. Но мы везде и всегда вместе — магазины, покупки, все на ее глазах. О кризисе и росте курса доллара рассказала, как есть: что это сказывается на зарплате, связано с экономикой и ростом цен. Объяснила, что нужно экономить, что бабушкины лекарства подорожали, а без них никак. Что нужно отказаться от дорогих игрушек. Она все поняла.
Татьяна
мама 11-летней Тони
Другой подход — это поговорить с подростком о том, как он может приобрести желаемое в условиях нехватки денег. Для этого также следует задать ряд конструктивных вопросов: «Чего ты хочешь? Как этого достичь? Кто тебе может помочь? Что будет дальше?» Даже если поначалу желаемое кажется недостижимым, вам помогут три уже названных качества: смелость, интеллект и воображение.
Кадр из фильма «Хроники Нарнии»
Например, одна моя знакомая вместе с дочкой изготавливает очень красивые «коробочки-извиняшки». Представьте себе красивую маленькую коробочку, украшенную лентами и запиской типа: «В эту коробочку я хотела бы поместить все пролитые мной слезы. Я плачу, потому что понимаю, как сильно тебя обидела». Открываете коробочку, а там маленькое пирожное! Наверное, против такого извинения не устоит никто. Правда, хорошая идея? «Извиняшки» пользуются популярностью и приносят
создательницам неплохой доход.
Ребенку почти десять. В этом возрасте дети легко впитывают самую разную информацию, в том числе и ту, о смысле которой даже не догадываются. Ребенок делится с нами новостями и рассказывает, например, что из четырех друзей теперь трое точно не поедут летом на море. Ну и добавляет в качестве разведывательного шага: «А может быть, даже и я не поеду?» Спрашиваю: «Почему ты так решил? — Кризис, — говорит, — доллар растет!» Я пытаюсь в этот момент объяснить, что доллар
может не только быстро шагать вверх, но и стремительно падать вниз, и, чтобы мы чаще ездили на море, следует, как минимум, хорошо учиться, осваивать математику, легко считать, знать таблицу умножения и прочее.
Мы пытаемся объяснить, что кризис — это не враг, который напал внезапно, что все это — результат человеческой жизнедеятельности, что тройки в школе ведут к фатальным ошибкам в большой жизни. Также даем понять сыну, что ужасного ничего нет, и что мы работаем, стремимся к лучшему, и он с нами в одной упряжке, а значит, его содействие не помешает. Он вообще ни разу не выпрашивал игрушку, и если мы не могли что-то купить, то всегда объясняли причины и искали альтернативу. Мне важно, чтобы он понимал
— ничего не происходит просто так, и в будущем он сможет, если захочет, влиять на ситуацию.
Анна
мама 9-летнего Ивана
Итак, три простых шага, чтобы стало легче жить в кризис
1. Объясните ребенку, что кризис — это не плохо. Это нормальный ход жизни. В период кризиса совершаются перемены, появляются новые возможности. Надо только проявить смелость и креативность.
2. Подумайте, какие эмоции на самом деле хочет ощутить ваш ребенок. Возможно, удовлетворить его потребность можно, не тратя баснословные деньги.
3. Перестаньте бояться сами! Тревожные мысли замените конструктивными вопросами: Чего я хочу? Как я могу этого добиться? Кто мне может помочь?