Житьё - бытьё Эдуард Мане. Берта Моризо в черной шляпке с букетом фиалок
Выпуск рассылки "Житьё - бытьё" (woman.relation.womam36)
Эдуард Мане. Берта Моризо в черной шляпке с букетом фиалок.
Берта Моризо.
Из книги Анри Перрюшо "Жизнь Мане".
Эдуард Мане.
Берта Моризо в черной шляпке с букетом фиалок.
1873.
26 x 34 см.
Частная коллекция.
Один раз он пишет ее с букетом фиалок у корсажа; в следующий - изображает сидящей, полузакрыв лицо веером, - этот портрет мог бы показаться шаловливым, если бы взгляд Берты не таил столько грусти...
(*Ныне в Лувре.)
Эдуард Мане.
Берта Моризо с веером.
1872.
Холст, масло.
Музей д'Орсе, Париж.
И в самом деле, уж так ли радовали Берту свадебные планы, вот уже несколько месяцев вынашиваемые семейством Моризо и семейством Мане? Один из двух братьев художника, Эжен, претендует на ее руку.
Хотя Эжен на плохом счету у мадам Моризо (она утверждает, что он «на три четверти сумасшедший»), хотя семейство Мане в целом, включая самого живописца, кажется ей «малопривлекательным», она все же склоняет Берту к этому браку. «Я всячески стараюсь убедить Берту не быть гордячкой.
Всеобщее мнение таково, что лучше, принеся некоторые жертвы, выйти замуж, чем оставаться независимой, но одинокой». На третьем полотне Мане изображает букетик фиалок первого портрета Берты рядом с веером второго.
Эдуард Мане.
Букет фиалок.
1872.
И отсылает его девушке. «Мадемуазель Берте», - написано на натюрморте.
* * *
В то время как Мане отказался от привычного летнего отдыха на берегу Ла-Манша и выбрал Женвилье и Аржантей, где живет Клод Моне, мадам Мане-мать и Эжен проводят досуг в Фекане, неподалеку от дома семейства Моризо. Свадьба Берты и Эжена - дело решенное.
Ее отпразднуют в Пасси 22 декабря, в тесном кругу близких, так как в начале года Берта потеряла отца. Как с грустью говорит сама девушка, для нее настало время вступить «на путь жизни позитивной после того, как она долго жила химерами».
Эдуард Мане.
Портрет Берты Моризо с веером.
1873.
С возвращением обоих семейств в Париж Мане пишет новый портрет той, которая так долго и так усердно посещала его мастерскую. Портрет этот - десятый по счету (*Одиннадцатый, если считать подготовительную акварель к этому последнему портрету. (Мане выполнил также два портрета Берты Моризо в технике литографии и один - в офорте.)) - их последнее столкновение.
Отныне Берта не позволит больше вопрошать свое лицо мужчине, превратившемуся в ее деверя. Этот портрет - прощание, прощание с химерами, мечтами, прощание с невозможным. Взоры живописца и его модели встречаются в последний раз. Но Берта уже ускользает.
Художник изображает ее в трехчетвертном повороте, в как бы отстраняющейся позе. Устремив глаза в сторону, она согнутой рукою словно хочет защититься, укрыться - от кого? от каких призраков? Завтра, несмотря ни на что, Берта будет носить имя мадам Мане. Воистину жизнь есть сон.
Мадам Моризо добилась чего хотела: она пристроила последнюю дочь. После церемонии, совершенной аббатом Юрелем, ставшим к этому времени викарием в церкви Мадлен, она оставляет свою квартиру новобрачным и удаляется в Камбре. Эва Гонсалес не будет ей больше досаждать.