Для начала – небольшое вступление –
примерно на три-четыре выпуска, а уже затем переходим к конкретике – Доброта
как образ жизни, Доброта как род занятий, Доброта как социально-ответственный
бизнес – да-да, именно бизнес, Доброта – как инструмент личностного роста и
развития
А пока – я цитирую одного из
приличных авторов – Михаила Веллера:
Всегда, однако, добрые люди ценились и почитались. На частном житейском
уровне, вне политики и великих свершений, доброта всегда была вещью хорошей и
желанной. Э?
Первое. Каждый хотел бы иметь вокруг себя побольше добрых людей. Добрый
человек — благо для тебя, с тем и ассоциируется.
Второе. Добрый человек увеличивает твои силы и возможности своей помощью.
Еще бы он тебе не нравился.
Третье. Доброта окружающих смягчает их же эгоистичность, противоположностью
которой является. Среди стопроцентных эгоистов жить уж вовсе мерзко и
непереносимо, ну до костей же обгрызут. Если вовсе никак не вникать в нужды
друг друга, так и вообще выжить невозможно. Человек все-таки существо стайное.
Четвертое. С точки зрения уже доброго человека. Через доброту (а она сродни
великодушию) человек внутренне самоутверждается: я могу сделать другому то-то и
то-то, я могу другого осчастливить, я могу сделать другому то, чего он не может
сделать сам, или даже вообще никто не может,— я довольно значительный человек.
Мне это приятно, желанно.
Пятое. Я хороший человек. А это не каждому по плечу. Я могу то, что довольно
трудно: оторвать от себя и дать другому, это значительный поступок; и ощущения
от этого неслабы и приятны, опять же.
Шестое. В человеке, которому я делаю сейчас добро, я люблю это самое добро,
и жизнь моя от этого в общем делается богаче и лучше. Недаром же мы обычно
лучше относимся к тем, кого облагодетельствовали, чем к тем, кто
облагодетельствовал нас.
Все то же, что всегда: эмоции и поступки, и стремление к ним. Отнять у себя
и дать другому — это и отрицательные ощущения потери, и положительные ощущения
своей значительности, и поступок как результат и одновременно источник
ощущений. Ведь если двое делают что-то каждый для себя — или каждый для
другого,— это не одно и то же. Внешний результат один, а внутренний — разный:
дать и принять — гораздо больше, чем сделать себе.
Доброта — это распространение «напрямую» своих ощущений, помыслов и действий
на других людей, — т. е. все то же самое пресловутое увеличение своей
значимости в этом мире.
Доброта — это то, что как бы скрепляет и цементирует отдельных людей в
человечество — не на уровне конкретных и реальных связей через поступки и
взаимные услуги и их действия (я охочусь — ты варишь, я пашу — ты строишь), а
на базовом и исходном уровне ощущений (ты мне, я тебе, мы вместе). В услугах и
действиях-то можно ведь и автономии достичь — вот те натуральное хозяйство, и
провались все пропадом, как вы мне надоели. Единство человеческой цивилизации
организовано не механистически — оно базируется на уровне психологической
структуры, к ней восходит.
Понятно ли? Не потому вместе, что иначе не выжить; не потому вместе, что это
продуктивнее; но — выживание и дальнейший рост цивилизации сообщества
обусловлены и обеспечены, на уровне индивидуальной психологии человеческой
особи, способностью самостоятельно и добровольно принимать нужду другого как
свою собственную — и испытывать от этого положительные эмоции. Ага.
Остается только пустячок: как же совместить доброту как слабость и доброту
как силу, да?
Во-первых, ясно, дело в пропорции: не отдавай другим много, но если вовсе
ничего давать не будешь — заплюют, отвернутся, в лес изгонят или убьют в
закоулке дворца.
Во-вторых, сила индивидуума не означает силы народа или страны: крутых и
сильных сейчас, скажем, в России много, а страна слаба (все всех и гложут).
И в-третьих: чтоб сильные строили свои высотные замки, нужны добрые, чтоб
внизу тоже была человеческая жизнь: в пустьше-то замки никому не нужны.
И четвертое: если все будут очень сильными, будет сплошная анархия, резня и
развал; для общей силы сообщества излишек индивидуальной силы необходимо
сбрасывать, а то котел взорвется и осколки полетят; в ту же доброту, в этом
нашем конкретном разговоре, определенный излишек силы и сбрасывается,
пускается: кирпичам необходима связка раствором.
А уж блок ты гранитный, кирпич, цемент в растворе или вода для него — это
вопрос личностный, кто на что годен, кому что.
Одни делают свое. И они необходимы. А другие, подобрей и попроще,
обеспечивают им возможность делать свое, и тоже живут посильно, и часто даже не
так плохо, часто даже лучше по-человечески-то, чем эти сильные, многодеятельные
и малодобрые. Такие дела.