Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости от Первого канала

  Все выпуски  

Новости от Первого канала на 30.03.2009 01:00:02





ротабаннер


29.03.2009 21:27 ЗАЧЕМ ВИКТОРУ ЮЩЕНКО ДЕНЬГИ ЕВРОПЫ, И ЧТО ЕЩЕ НУЖДАЕТСЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ НА УКРАИНЕ?



29 марта200921:27

Газопровод
ЗАЧЕМ ВИКТОРУ ЮЩЕНКО ДЕНЬГИ ЕВРОПЫ, И ЧТО ЕЩЕ НУЖДАЕТСЯ В МОДЕРНИЗАЦИИ НА УКРАИНЕ?

На этой неделе власти Украины прорубили окно в Европу - в Брюсселе была подписана декларация о необходимости евроремонта украинских газотранспортных магистралей, которые со времени провозглашения независимости изрядно проржавели.

Труба стала не только символом государственности Украины, но и главным источником благосостояния украинских политиков.

Конечно, все это нуждается в ремонте. Однако специфика украинской политики такова, что никто не знает точно, будут ли у Европы деньги на ремонт, кому конкретно предстоит в будущем реализовывать эти соглашения, и главное, как использовать эту трубу независимости, если Россия, например, решит перенаправить свой газ по другим маршрутам.

Репортаж Сергея Семенова.

Давно уже нет страны СССР, но крупнейшая в мире газотранспортная система так и осталась единым целым.

Труба теперь проходит по разным странам, но, как говорят инженеры, ее просто технологически невозможно разделить на несколько частей.

Ющенко и Тимошенко попытались. На этой неделе они подписали в Брюсселе с Евросоюзом декларацию о модернизации украинской части той самой единой системы. Без участия России.

У специалистов, которые, в свое время строили этот газопровод, документ вызвал недоумение.

Виктор Черномырдин, чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Украине: "Система, которая была создана в Союзе - единая истема. Ее нельзя разорвать. Да, мы оказались в разных государствах, но система-то единая. Что-то случится в одном месте, отразится сразу в другом месте. У меня такое было впечатление, что собрался глухой со слепым. Взяли, подписали эту бумагу. Нельзя так делать".

Причем, украинская газотранспортная сиситема, а это 37,5 тысяч километров труб, 72 компрессорные станции, 12 газохранилищ, давно нуждается в капитальном ремонте.

После распада Союза, она, фактически, обслуживалась по остаточному принципу.

Дело в том, что компания "Нафтогаз", которая занимается транзитом, арендует эти трубопроводы у государства. Соответственно, компания не заинтересовпна вкладывать деньги в модернизацию чужого имущества. А у государства на эти цели денег нет.

Еще 7 лет назад Россия обратилась к Украине с предложением создать международный консорциум для ремонта и обслуживания ГТС. Украина, Россия и Германия подписали даже учредительные документы. Но Ющенко, придя к власти, заблокировал этот проект.

Богдан Соколовский, уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности: "Идея газового консорциума в том виде, в котором он предлагался, противоречит законам Украины. Эта идея предусматривает отчуждение нашей ГТС в пользу неукраинской, негосударственной структуры".

Но Богдан Соколовский откровенно искажает факты.

Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Мы предложили, и тогда украинские партнеры в принципе согласились с тем, чтобы создать международный консорциум из российских компаний и европейских, и украинских компаний, который мог бы взять эту газотранспортную систему в аренду, по сути дела. При том, что украинское государство не утрачивало собственности на эту газотранспортную систему. Она оставалась в собственности самой Украины. Мне представляется, что это было неплохое предложение, и в общем, считаю, к этому можно было бы вернуться. Во всяком случае, если речь идет об использовании этой системы для прокачки нашего российского газа, то это совершенно необходимо участие самой Российской Федерации, самого поставщика. Повторяю еще раз, без этого рассматривать любые вопросы подобного рода, я считаю просто несерьезным".

С подачи Ющенко и Тимошенко, экспортная труба стала восприниматься в Украине, как национальное достояние.

И Президент и премьер публично десятки раз клялись, что ГТС не продается ни за какие деньги. Но в Брюсселе, фактически, отреклись от своих же слов.

Владимир Корнилов, директор украинского филиала Института стран СНГ: "Та декларация, которая была подписана в Брюсселе, по сути, подразумевает утрату контроля со стороны Украины за украинской трубой. Той трубой, за которую все так борлись совсем недавно, которой все так гордились, несмотря на ее изношенность и ржавость".

"Национальное достояние" оценили недорого - в 2,5 миллиарда долларов. Именно в такую сумму, по оценке украинской стороны, обойдется модернизация ГТС. Экперты эту сумму называют "смехотворной" и говорят, что для такого объема работ затраты должны быть раз в 10 больше.

Впрочем, "Брюссельская декларация"- не более, чем протокол о намерениях. Как отметил в интервью Первому каналу представитель Всемирного банка, этот банк, судя по тексту декларации, должен стать одним из инвесторов, о деньгах речь пока вообще не идет.

Ранжит Ламек, руководитель департамента развития энергетических ресурсов Европейского и азиатского регионов Всемирного банка: "Я хочу подчеркнуть, что нет никакого документа, подписанного Всемирным банком и Украиной. Пока разработана только программа инвестиций. И мы на Украине не финансируем никаких проектов. Но, если мы увидим, что Украина нацелена на выпонение принципов, изложенных в "Брюссельской декларации", мы можем пересмотреть свою позицию".

То есть, вряд ли Украина получит эти деньги. Дело в том, что принципы, изложенные в декларации, делают миссию "невыполнимой".

К примеру, для того, чтобы выделить из компании "Нафтогаз" отдельную структуру, которая будут заниматься только транзитом, придется менять десятки законов Украины. Но для этого в Верховной Раде у "пропрезидентскиой" и "пропремьерской" фракции не хватает голосов.

Оппозиция "Брюссельскую декларацию" встретила в штыки.

Нестор Шуфрич, народный депутат Украины: "Более абсурдного договора подписать было невозможно. В любом случае, эта декларация уже сегодня является ничтожной в силу того, что те условия, которые навязываются Украине, неприемлимы априори. А, во-вторых, перед тем, как подписывать подобные соглашения, нужно узнать, а будет ли газ вообще?"

Самая любопытняа часть "Брюссельского договора" - даже не поитересовавшись мнением России, единственного поставщика газа в транзитную трубу, Виктор Ющенко пообещал почти на 50 процентов увеличить поставки газа в Европу.

Виктор Ющенко, президент Украины: "Пропускную способность украинской ГТС можно расширить на 60 миллиардов кубометров в год за счет инвестирования 5-6 миллиардов долларов, что втрое дешевле создания новых обходных маршрутов, вроде "Северного потока".

Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Мне кажется, что документ, о котором мы сейчас говорим, является, как минимум непродуманным, и непрофессиональным. Потому что обсуждать вопросы подобного рода без основного поставщика, просто несерьезно. В этом же документе мы можем с вами прочитать, что главным залогом успеха инвестиций может быть только объем прокачки газа. Это естественно, потому что это способ погашения кредита, деньги за транзит. Но кто с нами посоветовался, сможем ли бы транспортировать в будущем такие объемы или не сможем? Будем мы это делать или нет?"

Собственно, далеко не все страны Евросоюза поняли, что же за бумагу подписал в Брюсселе энергокомиссар ЕС Андрис Пиебалгс.

Не скрывал своего удивления глава итальянского концерна ЭНИ, который на этой неделе втречался в Москве с вице-премьером Игорем Сечиным.

Игорь Сечин, заместитель Председателя Правительства РФ: "Для нас было так же удивительно, что ни "Газпром", ни российские эксперты, ни Министерство энергетики России не участвовало в подготовке этого документа, хотя сам документ подразумевает увеличение поставок газа в интересах европейских потребителей".

Паоло Скарони, главный управляющий итальянского энергетического концерна ЭНИ: "Мягко говоря, мы были сильно удивлены. В первую очередь потому, что говорить об увеличении поставок газа без привлечения того, кто поставляет газ, это просто потеря времени. И вторая причина: Евросоюз многократно говорил о том, что необходимо диверсифицировать маршрут поставки российского газа. И были приняты решения по двум маршрутам - это "Северный поток" и "Южный поток". И в этом свете расширение пропускной способности газа в систему Украины - не только потеря времени, но и потеря средств".

Недоумевают и немецкие партнеры "Газпрома".

Клаус-Эвальд Хольст, председатель правления акционерного общества "Verbundnetz Gaz AG": "Без России никто не может гарантировать снабжение газом Западной Европы. У нас есть с Россией долгосрочные договоры, и мы должны найти решение, чтобы эти договоры выполнялись".

Подписание "брюссельской декларации", может сорвать эти контракты. Во-первых, в документе речь идет о появлении нового транзитера, тогда как у "Газпрома" есть действующее соглашение с "Нафтогазом". Во-вторых, может измениться цена.

Юрий Бойко, экс-глава компании "Нафтогаз": "Там написано, что тарифы на транзит должны быть пересмотрены. Это значит, что будут пересмотрены газовые договоры".

И еще наблюдатели отметили интересную деталь. В Брюсселе, впервые за последннее время, Ющенко и Тимошенко на публике демонстрировали полное взаимопонимание.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы: "Поскольку Украина реально стоит перед угрозой дефолта, для них принципиально важно получение следующего транша от МВФ. Одним из условий этого транша является демонстрация единой позиции правительства и Президента. Совместное участие в подписании этого документа - это было таким жестом, мол, мы снова вместе, у нас новая, единая позиция".

Вообще, большинство наблюдателей "Брюссельскую декларацию" называют "политическим проектом ЕС".

Александр Рар, руководитель программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике: "Я считаю, что Европейский союз пошел на большую ошибку. Я не знаю, откуда Европейский союз будет брать эти деньги. Потому что на восстановление таких структур, такой инфрастуктуры в принципе деньги дают компании, посмотрим, какие западные компании имеют такие деньги, немецкие, итальянские, французские. Больше нет. Немцы и итальянцы никогда не войдут ни в какой заговор против России. Поэтому, я думаю, эта идея быстро рухнет. Это просто паническая попытка Евроейского союза спасти Украину от политического и экономического дефолта".

И еще один эффект "Брюссельской декларации" - на будущей неделе планировалась встреча Владимира Путин и Юлии Тимошекно. Один из вопросов - выделение Украине кредита в 5 миллиардов долларов.

Но, как отметил Президент на заседании Совета национальной безопасности, сейчас эти переговоры теряют смысл.

Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Содержание этой декларации, как минимум, вызывает ряд вопросов. В этой связи я хотел бы, чтобы мы обсудили сейчас одну тему. У нас на следующей неделе запланированы межгосударственные консультации на уровне председателей правительств наших стран. А для того, чтобы нам определиться с тем, все-таки, каковы последствия принятой этой декларации, я предлагаю подумать о том, что может быть нам перенести эти консультации на какой-то срок для того, чтобы мы разобрались в тех решениях, которые были приняты. Владимир Владимирович, какое ваше мнение?"

Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Дмитрий Анатольевич, мы внимательно ознакомились с результатами этой конференции и с принятой декларацией. И конечно, у нас возникают некоторые вопросы. Ключевым является следующий. Реализация планов развития газотранспортной системы Украины, а для нас это тоже важно, ключевым фактором является объем прокачки газа, там так и написано. Связывается это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ниоткуда этот газ не может взяться, кроме как с территории Российской Федерации. С нами этот вопрос никто не обсуждал. Я полностью с вами согласен, для того, чтобы наши межправительственные консультации были продуктивными, нужно предварительно прояснить все эти выводы".

Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Хорошо. Давайте тогда так и поступим. Значит, тогда такие консультации состоятся после прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны".

Судя по всему, и Евросоюз и Украина не ожидали такой жесткой реакции со стороны России. Как говорят многие политологи, и ЕС и Киев сейчас оказались в патовой ситуации. Уже на следующий день, после подписания декларации, Еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс заявил, что собирается вылететь в Москву, где будет обсуждать "сотрудничество с Россией в энергетической сфере".

Понимая, что без российского кредита Киев вряд ли сможет оплатить мартовский счет за потребленный газ, а европейцы денег давать не торопятся, Тимошенко, в конце недели, летала в Японию, где просила в долг те же пять миллиардов. Но ей вежливо отказали.

В результате, Украина, подписав "Брюссельскую декларацию", вместо обещанных денег рискует получить технический дефолт и остаться наедине с ржавеющим национальным достоянием.



печатать видеофрагментфото



скринсейвер

программа

анонсы

форум


© 1996-2009, Channel One Russia
All contents copyright
All rights reserved

© 1996-2009, Первый канал. Все права защищены.
Копирование материалов запрещено.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Официальный сайт разработан и сопровождается
 Web-службой Первого канала.

В избранное