Особенности советского строя не способствовали появлению и распространению торговых автоматов, но кое-какие достижения в этой области были. Были построены соответствующие заводы и даже созданы специализированные конструкторские бюро, которые разработали несколько моделей автоматов, наиболее необходимых для удовлетворения насущных потребностей советского человека. К сожалению, основная масса этих автоматов не получила широкого распространения, за исключением автоматов, способных продавать различные жидкости в розлив. Эти автоматы продавали пиво, соки, газированную воду, а кое-где даже вино.
Помните советскую классику? Солидные шкафы с технологической цепочкой "три копейки - удар по интерфейсу - сироп - вода".
И всего за 3 копейки! Были, конечно, и попытки создания автоматических магазинов или столовых, как на "загнивающем Западе", но они были не особенно успешны. Возможно, кое-кто из москвичей еще помнит созданное в центре столицы чуть ли не по личному указанию Л.И. Брежнева торговое учреждение под названием "Автоматторг". Там можно было без участия живого продавца получить бутерброд, кофе и прочие радости общепита, но... То ли народные массы новшество не восприняли, то ли автоматы ломались слишком часто, но просуществовало заведение недолго.Отсчет новейшей истории вендинга в Москве и России начался в середине 90-х годов, когда, с одной стороны, на рынок пришли международные фирмы, для которых вендинг был привычным делом, а с другой стороны, отечественные предприниматели стали присматриваться к этому новому для них виду бизнеса. Правда, как водится, первые попытки были не слишком удачными. Причин тому, на мой взгляд, несколько. Российским предпринимателям попросту не хватало опыта, а умудренных опытом "фирмачей" подводило незнание российской специфики. Потенциальный хозяин, как правило, привык иметь дело с людьми, а техники боялся. Кроме того, хозяин этот совершенно справедливо опасался, что "сломают, гады". Опасения оправданные, но, во-первых, вандализм - не только российское явление, во-вторых, с ним все же можно бороться. Например, с помощью правильного выбора места установки автомата. Слепое же следование зарубежному опыту может сослужить плохую службу.
Так, несколько лет назад компания Coca-Cola установила торговый аппарат на очень бойком месте в Москве - в ЦПКиО. За границей это обычная практика. В парках развлечений торговые автоматы - неотъемлемая часть пейзажа. Первое время все было прекрасно, напитки разлетались со скоростью звука, но... В День десантника автомат весом 400 кг подняли, пронесли несколько десятков метров и бросили в фонтан. Чтобы его вытащить, пришлось вызвать кран. Восстановлению машина не подлежала. Больше там автоматов никто не ставил. Зато эта история до сих пор служит своеобразной "страшилкой" для начинающих операторов вендинга. С именем знаменитой компании связан и еще один "опыт" установки автоматов. Coca-Cola договорилась с руководством столичного метрополитена и начала размещать свои автоматы в вестибюлях метро. Казалось бы, что может быть лучше? Масса людей плюс извечная духота столичной подземки - вот они признаки "золотой жилы"! Но вскоре выяснилось, что товар из автоматов исчезает вместе с деньгами. Расследование установило, что расхищали товар и деньги из автоматов как раз те, кто был призван их охранять: сами сотрудники метрополитена и его охрана.
Сказывалось и отсутствие первое время российских монет приемлемого достоинства. А если посадить рядом с автоматом бабушку, которая будет продавать жетоны, то зачем тогда автомат? Еще одна причина состоит в том, что мы, россияне, до сих пор не очень доверчиво относимся к торговым автоматам. Привыкли как-то поговорить с продавцом, поторговаться, может быть. Да и помним, как 3 копейки вышибали из проглотившего их автомата для газированной воды. А кто не помнит телефонные автоматы? И тут вдруг целую банкноту иногда надо отдать автомату, чтобы получить чашку кофе! Пусть и очень хорошего кофе. Боязно - вдруг "съест"?
К счастью, это постепенно проходит, народ привыкает. Опять же, подросла молодежь, которая спокойно воспринимает все эти новшества с торговыми автоматами, да и об их (автоматов) предшественниках мало что знает. И все больше предпринимателей постигают премудрости вендинга и его российскую специфику. И вендинг стоит того. Сейчас перспективы вендинга в России выглядят чрезвычайно радужными. Конечно, пока Россия значительно отстает от других развитых стран как по количеству, так и по ассортименту торговых автоматов, но уже сейчас можно сказать, что этот разрыв будет сокращаться очень быстро. Количество торговых автоматов на душу населения в России, а точнее даже в Москве, в десятки раз меньше, чем, например, в Берлине. Не говоря уже о российских регионах. Иными словами, потенциал рынка просто огромен. Да и за рубежом, кстати, перспективы вендинга оцениваются очень высоко, несмотря на то, что торговых автоматов там несравнимо больше, чем у нас.
А по доходности этот бизнес можно смело назвать бизнесом номер один в России (не считая, разумеется, криминальных видов).
Вот попробуйте открыть ресторан. Считается, что ресторанов в Москве катастрофически не хватает. А сделать ресторан доходным, тем не менее, очень сложно. В вендинговом бизнесе, конечно, тоже не все просто. Но этот бизнес базируется совсем на других принципах, главным из которых является принцип стандартизации товара или услуги.Поэтому, несмотря на некоторые трудности и российскую специфику, автоматы постепенно завоевывают российский рынок. Уже не только в Москве и Петербурге, но даже в отдаленных российских городах есть фирмы, предлагающие широкий выбор торговых автоматов различных марок и назначения. Несмотря на относительную молодость "автоматного" бизнеса в России, уже можно подводить итоги первых лет развития, анализировать опыт, делать выводы. Сегодня фирмы, продающие автоматы, как правило, занимаются и их эксплуатацией, что позволяет ближе узнать товар, особенности его продвижения на российском рынке, сильные и слабые стороны тех или иных машин в российских условиях. Серьезные фирмы-производители внимательно анализируют все поступающие от клиентов отзывы и готовы оперативно вносить изменения в конструкцию автоматов.
Итак, каковы же наблюдения старожилов российского вендингового бизнеса? Во-первых, все отмечают, что рынок стремительно растет. Во-вторых, рынок по-прежнему еще очень далек от насыщения и ситуация реальной конкуренции между разными операторами до сих пор еще дело будущего. В-третьих, пристрастия потребителей постепенно меняются: народ начинает привыкать к автоматам. Что же касается уже упомянутой "российской" специфики, то она, конечно, существует, но с течением времени (возможно, с ростом доходов населения) российский рынок автоматов все больше будет напоминать рынки других индустриально развитых стран. Это очень важно для тех, кто только думает о приобщении к миру вендинг-бизнеса.