Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие вендинга в России


Содержание рассылки

Что такое вендинг? Раскрыта тайна капитализма

Введение
1. Ваш новый торговый бизнес. Составляющие успеха.
2. Торговые машины или о чем и для кого эта книга.
3. Вендинг как бизнес - это стабильное дело.

I. Все о вендинге
1. История вендинга
2. Автоматы - продавцы товаров
3. Автоматы - продавцы услуг
4. Платежные системы
    монетоприемники
    купюроприемники
    банкнотоприемники
5. Американский и европейский вендинг
6. Как там у соседей? Вендинг Украина, страны СНГ и Балтии
7. Развитие вендинга в России

II. Вендинг - Ваш бизнес
1. Почему вендинг?
2. Вендинг - бизнес, которым может заниматься каждый
3. Как начать свой бизнес?
4. Вендинг рекомендации - выбор места для установки автомата
5. Выбор направления, или какие автоматы предпочесть
6. Особенности направлений вендинга
7. Юридические вопросы вендинг закона
8. Работа над ошибками и бизнес план вендинга

Заключение
А. Крупнейшие производители торговых автоматов
B. Краткий словарь вендинга


Развитие вендинга в России

Первые торговые автоматы появились на бескрайних просторах нашей Родины в Петербурге более 100 лет назад: с их помощью фирма "Жорж Борман" собиралась продавать горожанам и гостям столицы шоколад в плитках. Автоматы "от Бормана" весьма напоминали современные. В качестве оплаты принимались монеты. Правда, только 15-копеечные. Если человек опускал монету другого достоинства, то ни шоколада, ни сдачи не получал. Случалось, автомату предлагали бумажные купюры. Эффект был тот же. Монетоприемник засорялся, и аппарат выходил из строя... Словом, жители Петербурга конца XIX века не были готовы к приходу торговых автоматов, которые и исчезли с улиц города на несколько десятилетий...

Особенности советского строя не способствовали появлению и распространению торговых автоматов, но кое-какие достижения в этой области были. Были построены соответствующие заводы и даже созданы специализированные конструкторские бюро, которые разработали несколько моделей автоматов, наиболее необходимых для удовлетворения насущных потребностей советского человека. К сожалению, основная масса этих автоматов не получила широкого распространения, за исключением автоматов, способных продавать различные жидкости в розлив. Эти автоматы продавали пиво, соки, газированную воду, а кое-где даже вино.

Помните советскую классику? Солидные шкафы с технологической цепочкой "три копейки - удар по интерфейсу - сироп - вода".

И всего за 3 копейки! Были, конечно, и попытки создания автоматических магазинов или столовых, как на "загнивающем Западе", но они были не особенно успешны. Возможно, кое-кто из москвичей еще помнит созданное в центре столицы чуть ли не по личному указанию Л.И. Брежнева торговое учреждение под названием "Автоматторг". Там можно было без участия живого продавца получить бутерброд, кофе и прочие радости общепита, но... То ли народные массы новшество не восприняли, то ли автоматы ломались слишком часто, но просуществовало заведение недолго.

Московский вендинг Отсчет новейшей истории вендинга в Москве и России начался в середине 90-х годов, когда, с одной стороны, на рынок пришли международные фирмы, для которых вендинг был привычным делом, а с другой стороны, отечественные предприниматели стали присматриваться к этому новому для них виду бизнеса. Правда, как водится, первые попытки были не слишком удачными. Причин тому, на мой взгляд, несколько. Российским предпринимателям попросту не хватало опыта, а умудренных опытом "фирмачей" подводило незнание российской специфики. Потенциальный хозяин, как правило, привык иметь дело с людьми, а техники боялся. Кроме того, хозяин этот совершенно справедливо опасался, что "сломают, гады". Опасения оправданные, но, во-первых, вандализм - не только российское явление, во-вторых, с ним все же можно бороться. Например, с помощью правильного выбора места установки автомата. Слепое же следование зарубежному опыту может сослужить плохую службу.

Так, несколько лет назад компания Coca-Cola установила торговый аппарат на очень бойком месте в Москве - в ЦПКиО. За границей это обычная практика. В парках развлечений торговые автоматы - неотъемлемая часть пейзажа. Первое время все было прекрасно, напитки разлетались со скоростью звука, но... В День десантника автомат весом 400 кг подняли, пронесли несколько десятков метров и бросили в фонтан. Чтобы его вытащить, пришлось вызвать кран. Восстановлению машина не подлежала. Больше там автоматов никто не ставил. Зато эта история до сих пор служит своеобразной "страшилкой" для начинающих операторов вендинга. С именем знаменитой компании связан и еще один "опыт" установки автоматов. Coca-Cola договорилась с руководством столичного метрополитена и начала размещать свои автоматы в вестибюлях метро. Казалось бы, что может быть лучше? Масса людей плюс извечная духота столичной подземки - вот они признаки "золотой жилы"! Но вскоре выяснилось, что товар из автоматов исчезает вместе с деньгами. Расследование установило, что расхищали товар и деньги из автоматов как раз те, кто был призван их охранять: сами сотрудники метрополитена и его охрана.

Сказывалось и отсутствие первое время российских монет приемлемого достоинства. А если посадить рядом с автоматом бабушку, которая будет продавать жетоны, то зачем тогда автомат? Еще одна причина состоит в том, что мы, россияне, до сих пор не очень доверчиво относимся к торговым автоматам. Привыкли как-то поговорить с продавцом, поторговаться, может быть. Да и помним, как 3 копейки вышибали из проглотившего их автомата для газированной воды. А кто не помнит телефонные автоматы? И тут вдруг целую банкноту иногда надо отдать автомату, чтобы получить чашку кофе! Пусть и очень хорошего кофе. Боязно - вдруг "съест"?

К счастью, это постепенно проходит, народ привыкает. Опять же, подросла молодежь, которая спокойно воспринимает все эти новшества с торговыми автоматами, да и об их (автоматов) предшественниках мало что знает. И все больше предпринимателей постигают премудрости вендинга и его российскую специфику. И вендинг стоит того. Сейчас перспективы вендинга в России выглядят чрезвычайно радужными. Конечно, пока Россия значительно отстает от других развитых стран как по количеству, так и по ассортименту торговых автоматов, но уже сейчас можно сказать, что этот разрыв будет сокращаться очень быстро. Количество торговых автоматов на душу населения в России, а точнее даже в Москве, в десятки раз меньше, чем, например, в Берлине. Не говоря уже о российских регионах. Иными словами, потенциал рынка просто огромен. Да и за рубежом, кстати, перспективы вендинга оцениваются очень высоко, несмотря на то, что торговых автоматов там несравнимо больше, чем у нас.

А по доходности этот бизнес можно смело назвать бизнесом номер один в России (не считая, разумеется, криминальных видов).

Вот попробуйте открыть ресторан. Считается, что ресторанов в Москве катастрофически не хватает. А сделать ресторан доходным, тем не менее, очень сложно. В вендинговом бизнесе, конечно, тоже не все просто. Но этот бизнес базируется совсем на других принципах, главным из которых является принцип стандартизации товара или услуги.

Поэтому, несмотря на некоторые трудности и российскую специфику, автоматы постепенно завоевывают российский рынок. Уже не только в Москве и Петербурге, но даже в отдаленных российских городах есть фирмы, предлагающие широкий выбор торговых автоматов различных марок и назначения. Несмотря на относительную молодость "автоматного" бизнеса в России, уже можно подводить итоги первых лет развития, анализировать опыт, делать выводы. Сегодня фирмы, продающие автоматы, как правило, занимаются и их эксплуатацией, что позволяет ближе узнать товар, особенности его продвижения на российском рынке, сильные и слабые стороны тех или иных машин в российских условиях. Серьезные фирмы-производители внимательно анализируют все поступающие от клиентов отзывы и готовы оперативно вносить изменения в конструкцию автоматов.

Итак, каковы же наблюдения старожилов российского вендингового бизнеса? Во-первых, все отмечают, что рынок стремительно растет. Во-вторых, рынок по-прежнему еще очень далек от насыщения и ситуация реальной конкуренции между разными операторами до сих пор еще дело будущего. В-третьих, пристрастия потребителей постепенно меняются: народ начинает привыкать к автоматам. Что же касается уже упомянутой "российской" специфики, то она, конечно, существует, но с течением времени (возможно, с ростом доходов населения) российский рынок автоматов все больше будет напоминать рынки других индустриально развитых стран. Это очень важно для тех, кто только думает о приобщении к миру вендинг-бизнеса.

Вендинг-продажи в России растут в геометрической прогрессии, и суперприбыли получают именно первооткрыватели бизнеса.

И это еще далеко не предел развития, а только отправная точка для становления вендинга. Большинство крупных городов заставлены автоматами лишь на 5-10%. Статистика условна и расплывчата, так как где-то автоматов больше, где-то меньше, а в большинстве российских городов их вообще нет. Как правило, это средние города с населением 100-500 тыс. человек, а сколько еще поселков городского типа! И это если говорить о механических торговых автоматах в целом. Кофейные автоматы тоже находятся среди лидеров по завоеванию российских просторов, но в силу относительной дороговизны и низкой покупательной способности в российской глубинке данный тип автоматов пока в большей степени сконцентрирован в больших городах. Интерес к вендингу в России стремительно нарастает, о чем отчетливо свидетельствует статистика фирм, занятых реализацией торговых автоматов. Все они регистрируют не только увеличение продаж, но и стремительный прирост обращений из российских регионов. Как выглядит сейчас российский вендинг в цифрах? Увы, пока очень сложно получить достоверную статистику, так как сбором статистики по вендингу на постоянной основе пока, насколько мне известно, никто не занимается. Более или менее точную информацию можно получить только об импорте торговых автоматов, так как подобную статистику ведет ГТК России. Импорт автоматов в 2003 году составил около 3000 единиц, что примерно в три раза больше, чем в 2002 году. Можно предположить, что в 2004 году количество импортируемых автоматов вырастет еще минимум в три раза. Что позволяет говорить о таком росте? Прежде всего взрывной интерес к вендингу со стороны российских предпринимателей, отмечаемый всеми без исключения дистрибьюторами торговых автоматов. Похоже, что предприниматели наконец "заметили" этот вид бизнеса и начали к нему присматриваться. Главное, на что стоит им обратить внимание: индустрия вендинга в России фактически находится в стадии зарождения, и в ней пока достаточно места. По оценкам российских экспертов, еще несколько лет даже не придется говорить о реальной конкуренции на этом рынке. Это ли не мечта любого бизнесмена? Количество находящихся в эксплуатации автоматов можно оценить лишь приблизительно, но в любом случае оно ничтожно по сравнению даже с самой "отсталой" в вендинговом отношении страной ЕС. По разным данным, в Москве сейчас установлено порядка 8-10 тыс. больших торговых автоматов и несколько тысяч механических "малюток". Еще 2-3 тыс. больших автоматов рассеяно по российским регионам. Каких автоматов больше в России? В крупных городах можно встретить и довольно немногочисленные автоматы по продаже напитков в банках или штучного товара и жевательной резинки. Другие типы автоматов встречаются на российских просторах еще реже, а о некоторых, упомянутых в третьей главе, вы, вполне возможно, впервые узнали из этой книги. Тому есть свои причины, главное же объяснение - несомненные достоинства как "кофейников", так и механических "малышей". Подробнее эти достоинства самых распространенных автоматов на российском рынке будут рассмотрены во второй части этой книги.


В избранное