Автоматы довольно четко разграничены по ценовым и функциональным признакам. Можно различить четыре-пять групп. Первая - автоматы с горячими/холодными напитками. О них мы уже писали. Эти кофейные автоматы вендинг стоят, как уже указывалось, от $2 до $7 тыс. Разумеется, приведенные суммы отражают только типичный ценовой диапазон. Есть агрегаты дешевле $2 тыс., есть и дороже $7 тыс. Техника первой группы будет долго доминировать на нашем рынке. Она имеет два подвида: "монументальный" и "офисный". Первый подвид - полноразмерные "тумбы". Второй подвид часто базируется на столе. Обычно это просто "продвинутая" кофеварка. Здесь нет монетного механизма, стаканчиков, сахара. Назначение такой техники понятно: для людных комнат, но без посторонних. Правда, есть модели, именуемые производителем офисными, у которых монетоприемник, стаканчики и все такое - в наличии. Поэтому при покупке обращайте внимание не на эпитеты "офисный", "для общепита", а на набор функций и совместимые с моделью дополнительные агрегаты. Ведь аппарат можно "усилить". Скажем, снабдить раздатчиком ложечек, подсветкой, монетным механизмом, дающим сдачу. Или, помимо монетоприемника, добавить считыватель электронных карточек: офисный люд будет полдничать по карточке со скидкой, а посетители - сорить деньгой по обычной таксе. В природе есть и вовсе шикарный безналичный вариант. Его можно назвать телефонным. Клиент, дабы выпить кофе, набирает на своем мобильнике номер, увиденный на дисплее автомата. Плата за питье - в составе платы за разговор. Такой сервис уместнее всего в офисах операторов мобильной связи. Но вообще подобная "примочка" хороша в любом месте, где много "моби-лоносителей". Описываемая группа техники - "напиточ-ная" - вообще очень разнообразна. Есть машины на один вид питья, есть - на двадцать. В одних "заправки" (стаканчиков) хватает на 60 порций, в других - на 800. К некоторым нужно подключать кроме электричества воду. Большинство же располагает расходным водяным баком (к слову, пищевые ингредиенты расходуются обычно в три раза медленнее, чем стаканчики).
Вторая группа автоматов "натаскана" на торговлю штучными товарами. Это могут быть бутерброды, мороженое, печенье, а иногда - малосъедобные изделия вроде сигарет, жвачки и предметов гигиены. На Западе в подобных автоматах привыкли ценить ассортиментную широту. Поэтому в "штучной" машино-единице иногда обретается до сотни разноименных товаров. Такая техника часто имеет холодильник, как и "холоднонапиточ-ная" подгруппа. Типичные цены - $4-6 тыс. за 1 шт.
Третья группа автоматов торгует бутылками и банками (с питьем, естественно, в том числе и со спиртным). Поэтому холодильник здесь обязателен. "Бутлегерский" автомат (торговый, а не огнестрельный) стоит $3-6 тыс.
Наконец, четвертая группа заменяет газетные киоски и крикливых продавцов периодики. Некоторые аппараты способны предложить больше десятка наименований прессы одновременно, а их общая вместимость - сотни экземпляров. Можно заказать у автоматоторговца технику с увеличенной шириной секций (под крупный формат), добавить света на лицевую панель и сделать много чего прочего. Ценовые рамки "газетной" группы - $2,5-7 тыс. (впрочем, пока в стране столько бродячих газетчиков, у четвертой группы не слишком радужные перспективы. Но нельзя сказать, что вовсе никаких. - Ред.).
Знатные производители съестных продуктов - к примеру, Nestle или Gallina Blanca - специально разработали "автоматические" версии своих бульонных кубиков и растворимых кофиев, сухого молока, сливок, сухого шоколада, концентрата чая. Обычно это совершенно особый продукт в виде порошков, приспособленный для "автоматического" использования. Этот товар как расходный материал поставляют машиноторговцы. Типичные киевские цены таковы: сухое растворимое молоко - $6 за 1 кг, растворимый кофе -o $21,4 за 1 кг, ароматизированный чай - около $6 за 1 кг, бульонный концентрат - $5,4 за 1 кг, растворимый шоколад - $7,14 за 1 кг. Стаканчики из антистатического пластика продаются по $1,932 за 100 штук.
В перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, позиция "торговые автоматы" отсутствует. Следовательно, сертификат соответствия импортной техники украинским стандартам при покупке и эксплуатации автоматов не нужен.
А если учесть, что торговые автоматы обычно сопровождает евросертификат качества серии ISO 9001 или DIN, дополнительная "отечественная" сертификация им тем более не нужна. Тем не менее операторы рынка торговых автоматов часто предоставляют своим клиентам при покупке техники отечественный сертификат соответствия - на всякий случай. Берите, не отказывайтесь. Пригодится: вдруг нагрянут бескомпромиссные защитники прав потребителей. Если автомат призван вмещать пищевые продукты, ему нужны заключения Государственной гигиенической экспертизы от Минздрава, а также экспертизы на экологическую безопасность (за экспертизу ответственна Главная экологическая инспекция). Для самих пищевых продуктов тоже нужно заключение минздравовских гигиенистов. Означенные заключения у приличных продавцов техники давно есть.На украинском рынке торговых автоматов, по имеющейся у нас информации, действуют всего два "специальных" оператора: киевские компании ООО "Национальный оператор торговых автоматов" и ЧП Kavomaty. Разумеется, крупные продавцы бытовой техники или торгового оборудования тоже предлагают торговые автоматы. Но у таких продавцов, как правило, отсутствуют "автоматные" сервисные подразделения. "Национальный оператор торговых автоматов" (НОТА) продает широкий спектр техники, куда входят все группы специализации: "напиточ-ная", "штучная", "баночная", "газетная". Производителей, представленных НОТА, тоже много - с десяток. Кроме того, НОТА снабжает партнеров пищевыми концентратами и прочими расходными материалами, а также осуществляет техсопровождение, обучение и т. д. Несколько иные методы у ЧП Kavomaty. Фирма продвигает пищевые продукты, выпускаемые компанией Nestle. Для продажи концентратов Nestle ЧП Kvomaty предлагает только технику итальянского производителя Rhea Vendors.
И еще кое-что о продавцах. Небольшая автоматная батарея не требует при обслуживании энциклопедических знаний. Достаточно попрактиковаться на "железе" при его покупке: выучиться "заряжать" товар, расходные материалы, программировать, тестировать, обслуживать механизм в штатных ситуациях. Как раз таким обучением занимаются "правильные" торговцы техникой. Цену науки включают в общую договорную стоимость".
Цитируемая статья была опубликована в 2001 году, с тех пор парк автоматов в Украине значительно расширился, а ситуация на "автоматическом" рынке сблизилась с российской. Автоматы уже можно встретить не только в столичном Киеве, но и в других крупных украинских городах: Днепропетровске, Одессе, Харькове, Львове и т. д. К слову сказать, расширился и список фирм - как операторов, так и продавцов техники. Ситуация в вендинге, ассортимент автоматов, нарастающие темпы проникновения "автоматических торговцев" в массы весьма схожи с российскими. Но есть и неожиданные различия. Удивительно, но факт: в статье совсем не упоминаются механические торговые автоматы, уже длительное время продающие жевательную резинку и игрушки в капсулах на российских просторах. Одним из факторов, способствующих продвижению и популярности механических автоматов, является их невысокая стоимость, поэтому довольно парадоксально, что на украинском рынке они появились с запозданием. Впрочем, уже сейчас как бизнесмены, так и потребители оценили их преимущества, и скоро данная категория автоматов займет в Украине подобающее ей место. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что в последнее время в Украине активно распространяются автоматы по продаже различных карточек: для оплаты мобильных телефонов, Интернета и т. д. Еще одно наблюдение: из кофейных автоматов в Украине представлена в основном продукция европейских производителей, а столь распространенные в России корейские автоматы (Samsung, LG) практически не встречаются.
Оценить объемы продаж и общее количество установленных в Украине автоматов сейчас крайне затруднительно из-за отсутствия соответствующей статистики, но можно предположить, что украинский рынок вендинга все еще относительно молод и активно развивается.